Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Московские новости
№ 25 за 1997 год

"Война" с "Просто Марией"

Александр Петров

Минздрав России объявляет войну телевизионной рекламе лекарственных препаратов    

– Мы сделаем все возможное для того, чтобы запретить рекламу лекарств, особенно на телевидении, – заявила корреспонденту "МН" министр здравоохранения России Татьяна Дмитриева. – Одновременно с запретом рекламы необходимо усилить контроль за распространением лекарств, особенно за теми, которые должны продаваться только по рецепту врача.

К этому выводу врачи пришли после изучения статистики. По данным Минздрава, примерно 27 – 28 проц. гражданам, поступающим в больницы с тяжелыми отравлениями ставят стандартный диагноз: "Передозировка и неправильное применение лекарств". Как правило люди оказываются жертвами рекламы модных лекарств – аспирина упса, панадола, различных противоаллергенных препаратов и прочего – всего того, что рекламируется как универсальное средство от всех хворей.

Врачи настаивают: тот же панадол эффективен при правильном применении. Его назначение может прописать исключительно врач, к которому многие предпочитают не обращаться из-за дороговизны сегодняшних медицинских услуг. В  итоге, как подсчитали специалисты, почти в половине случаев панадол используется не по назначению. А при неправильном применении он вызывает расстройства органов пищеварения, наносит удар по печени, способен вызвать глубокий шок, из которого больного очень трудно вывести. Есть даже зарегистрированные случаи смертности.

"Если в ближайшее время не начать массовую работу по повышению элементарной медицинской грамотности населения, их будет больше", – считает Татьяна Дмитриева.

"Рекламу можно сделать цивилизованной, но для этого необходимо изменить действующий закон. По международным стандартам рекламировать можно и нужно не столько лекарство, сколько то, как его правильно применять", – говорит начальник бюро исследования новых лекарственных средств при Минздраве России Галина Колесникова. Она отражает позицию многих отечественных специалистов-медиков, которые настроены не так решительно как министр здравоохранения. По их мнению, рекламу запрещать не стоит. Они полагают, что реклама полезна, но лишь в том случае, если при производстве роликов будет учитываться мнение врачей и перед выходом в свет они обязательно будут проходить экспертный контроль.

Однако в России ничего подобного нет. Сегодня вся реклама медицинских препаратов пущена на самотек и Минздравом не контролируется. Кто заплатит деньги – тот и рекламирует. То же касается и мнения специалистов. Если при "раскрутке" панадола хотя бы соблюдаются существующие в российском законе требования, то реклама препарата "Витурит", который медики запрещали уже четыре (!) раза все равно продолжается. "Этот суррогат, который преподносят как онкологическое средство, вообще не является лекарством, он в принципе не может приниматься внутрь", – возмущается директор института клинической экспертизы лекарственных препаратов Александр Рудаков. Тем не менее "Витурит" можно купить во многих аптеках и аптечных киосках.

Порядок в сфере рекламы медицинских средств будет только тогда, когда российские законодатели примут специальный закон, соответствующий международному праву. "Нам нужен закон, в котором соблюдались бы четыре основные требования к такой рекламе – можно пропагандировать только лекарства, разрешенные к продаже без рецепта, они должны быть зарегистрированными соответствующими органами здравоохранения, реклама не должна преувеличивать свойств и возможностей препарата и не должна заставлять больного не ходить к врачу", – ставит условия министр здравоохранения Татьяна Дмитриева.

Проект закона, разработанный юристами и врачами, сегодня рассматривается российским парламентом. Если он будет принят, что произойдет через месяц – полтора, тогда недобросовестных рекламодателей ждут наказания – от солидных денежных штрафов до лишения свобо (...)