Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Московские новости
№ 48 за 1997 год

Перегонщики

Александр Петров

Получив задание – проследить путь купленной в Литве иномарки, спецкор "МН" на собственном опыте убедился, что российско-белорусское соглашение о таможенном союзе – это блеф.

     
     
Когда мой знакомый решил купить подержанный автомобиль, выяснилось, что лучше всего это сделать в Литве – и ехать недалеко, и цены невысокие. Купили билеты, сели в поезд Москва – Вильнюс – Каунас. Пассажиры – в основном крепкие мужики. Сначала ехали молча, недоверчиво косились друг на друга. Потом выяснилось, что цель у всех одна – купить машину. Но только я и мой знакомый собирались брать ее для себя, остальные были профессиональными перегонщиками. За плечами любого из них – не меньше пяти-шести "перегонов".
      ГРАНИЦА
      Поезд пересекает две границы: российско-белорусскую и белорусско-литовскую. Первую проехали ночью, и никто ее не заметил. Белорусско-литовскую проезжали рано утром. Напряжение было уже в том, что все проснулись еще до 4 утра. Перегонщик Александр К. посоветовал: "Готовь "баксы".
      Но на белорусского пограничника мой паспорт не произвел впечатления. Зато в соседнем купе он, покрутив документ в руках, сказал его хозяину: "Пойдем". Тот поплелся за пограничником в тамбур. Там без свидетелей получают деньги. Пограничники легко отличают обычного пассажира от перегонщика автомобилей, который зарабатывает постоянными поездками в Литву, и забирают его документы будто бы на проверку. Оставшись один на один с жертвой, пограничник заявляет, что паспорт вызывает сомнения. Раз так, то гражданин ссаживается с поезда для установления личности. Чтобы избежать краха бизнеса, перегонщик откупается от людей в зеленой форме 10 – 15 долларами.
      Но белорусские пограничники – дети по сравнению с пограничниками литовскими. На литовской станции Кена представитель власти зорким взглядом отсеял меня и приятеля, шлепнув в наши паспорта штамп, зато документы наших соседей он долго рассматривал, потом приказал:
      – Вы двое со мной, а вам, – обратился он к нам, – сидеть в купе.
      Сказал и ушел с паспортами. Мужики полезли в кошельки. Я попробовал пройти с ними в тамбур, но меня перехватил другой пограничник: "А ты куда лезешь, ну-ка быстро в купе!" Удалось только заметить, что возле тамбура выстроилась очередь беспаспортных перегонщиков. Пограничник, который меня перехватил, следил за тем, чтобы проверка-рэкет проходила без свидетелей.
      За возврат документов пограничники с каждого взяли по двадцать долларов. Но с нескольких затребовали по пятьдесят. Мы посчитали: с нашего вагона они получили не менее 600 долларов.
      ЛИТВА
      После наглости и беспредела литовских пограничников мы, признаться, настроились враждебно против литовцев, но вскоре эмоции улеглись – всюду отношение доброжелательное. Однако перегонщики, озлобленные вымогательством людей в зеленой форме, считают, что все литовцы одинаковы, просто одним выгодно разыгрывать радушие, другим – нет.
      Если при въезде перегонщики проходят через руки пограничников, то при выезде на них греют руки таможенники. Когда мы купили машину и поехали оформлять таможенные документы, сначала все было нормально, с каждого брали положенную по тарифу плату, заносили данные в компьютер. Очередь продвигалась медленно. Те, кто оформил бумаги, шли в отдельное помещение, где таможенники проверяли документы, сверяли номера двигателя и кузова. Тут-то и начались проблемы. Когда подошла наша очередь, в комнату вбежал перегонщик и взмолился: "Мужики, займите двадцать баксов – таможня на меньшее не согласна!"
      Таможенники придрались к тому, что автомобиль не прошел техосмотр, хотя транзитные номера дают право проезда без отметки о техосмотре. К тому же, по их мнению, указанная цена автомобиля не соответствовала реальной. Шанс "заработать" очевиден, а хватка у таможенников крепкая.
      Нам деньги платить не пришлось. Завидев журналистское удостоверение, таможенник стал вежливым и все заверил в течение трех минут. Работают они предельно осторожно и на рожон не лезут. Когда мы вышли, все просто ахнули – на памяти людей "бескровно" этот кабинет еще никто не проходил.
      ТРАНЗИТ
      Из Литвы в Россию на машине можно проехать двумя путями: через Белоруссию и через Латвию. Первый путь проще, но опасней. Во-первых, никто не может предугадать, что взбредет в голову нашим политикам в условиях скрытой таможенной войны между Россией и Белоруссией, когда при едином таможенном пространстве государства-партнеры утаивают друг от друга немалые деньги, полученные за счет таможенных пошлин. Во-вторых, все белорусские дороги контролируются бандитами, которые "трясут" с перегонщиков по 100 – 200 долларов.
      Дорога через Латвию не намного безопасней – там нет бандитов, зато появляются хлопоты с приобретением транзитной визы, да и каждая граница – легальная возможность обобрать человека почище любого бандита. В последнее время большинство перегонщиков предпочитают пользоваться транзитом через Латвию. В основном из-за угроз белорусской стороны о том, что будет введен залог за перегон автомобилей через территорию Белоруссии. Заверенное и подписанное постановление правительства о введении залога уже разослано на все белорусские таможенные посты. Сам видел: этим постановлением-плакатом открывается въезд на каждую белорусскую таможню. Согласно этому документу, со всех транзитных покупателей будет браться залог – таможенная стоимость автомобиля, которая колеблется от 4000 долларов и выше, для того, чтобы автомобиль не остался в Белоруссии, а действительно попал в Россию. Но при пересечении границы двух стран залог возвращаться не будет. Лишь по прибытии на место назначения в России, после постановки на таможенный учет, после запроса в Белоруссию залог будет возвращаться в Россию, разумеется, за вычетом соответствующего процента. Как это будет вписываться в соглашение о едином таможенном пространстве, вряд ли представляют себе даже авторы этой хитроумной комбинации. А у людей подход простой: чтобы не рисковать тысячами долларов, лучше сделать крюк через Латвию.
      Но поскольку у нас не было латвийской визы, пришлось снова ехать через литовско-белорусскую границу. Лаворишский таможенный пост – это еще Литва. Здесь колонны автофургонов начинаются за пару с лишним километров от таможни. Легковых машин скопилось немало – около сотни. Встали в очередь в 8 утра. Где-то после обеда продвинулись наполовину. За это время несколько машин пытались пролезть без очереди. Но добровольцы из числа водителей тщательно следили за порядком. В случае чего они без слов вытаскивали наглеца из машины и дружно били ему морду. Это было единственным развлечением в застоявшейся очереди. Я пошел узнать, почему стоим так долго. Выяснилось, что волокита из-за белорусской стороны – медленно пропускают. К тому же у них утром и вечером пересмены и граница закрывается на целый час. Когда стемнело, подошел наконец наш черед.
      У литовских таможенников и пограничников процедуры заняли минут пятнадцать. Потом мы два часа стояли на нейтральной территории – ждали, когда белорусская сторона соизволит принять. Наконец дождались. Часа полтора-два заняло заполнение таможенной декларации, досмотр автомобиля, оплата за транзит (20 долларов). Спрашиваем у таможенников: почему столько формальностей? Они ухмыляются: "Это ваши земляки из Москвы шлют требования, одно лучше другого!" – и показывают  кипу приказов и распоряжений из первопрестольной.
      Действительно, по существующему соглашению между Россией и Белоруссией, каждый, кто пересекает границу, должен заполнить таможенную декларацию, пройти паспортный контроль и досмотр. Все законно. Но то, с какой скоростью это делают на белорусской границе, просто убивает. Подход такой: если надо ему через границу переехать, то никуда он не денется. Правда, белорусские пограничники и таможенники при всей волоките никого не шантажировали и взяток не требовали. Но здравый смысл в другом: проехать тысячу километров от Вильнюса до Москвы можно часов за десять. Однако на деле сутки ушли только на то, чтобы преодолеть 300 метров литовско-белорусской границы.
      Надоело все так, что решили ехать ночью. Старались объезжать крупные города, возле которых свирепствует дорожный рэкет. Однако недалеко от Витебска нашу машину догнала новенькая "Вольво". Пять короткостриженных громил сначала ехали сзади с включенным дальним светом – присматривались. Потом просигналили, мол, останавливайтесь. Мы прибавили скорость. Они попытались "подрезать", но мой товарищ на большой скорости сумел вывернуться. Началась погоня. Лишь через полчаса бешеной гонки "Вольво" от нас отстала: перед небольшим городишко рэкетиры, наверное, решили не рисковать. На посту ГАИ мы сообщили о произошедшем. Там отреагировали быстро – отправили на поиски бритых машину с наряд
      ОПЯТЬ – ДУРАКИ И ДОРОГИ
      За несколько километров до российской границы попали в глухую пробку из тысяч(!) грузовых и легковых автомобилей. Оказалось, что администрация Смоленской области ввела сбор за природопользование, поставила кассы, таможенников, автомобильную инспекцию, и... машины встали. Техники скопилось столько, что движение в сторону Минска вообще заблокировано. Мы встали в очередь. Когда прошлись метров пятьсот – узнали, что там машины стоят со вчерашнего утра, почти сутки. После десяти часов простоя на морозе в сизом дыме из выхлопных газов к хору проклятий присоединились и наши два голоса. Теперь литовские пограничники и белорусские таможенники казались милыми и безобидными, почти добродетельными.
      Почти сутки мы гадали: где же результат разрекламированных договоренностей между президентами России и Белоруссии? К чему было подписывать Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, где ясно говорится о беспрепятственном пересечении общей границы, об отмене на ней таможенного контроля, если я своими глазами видел таможенников, досматривающих автомобили? Но главная причина пробки – сбор за природопользование. Его платят только иностранные автомобили – всего процентов десять от общего потока, но страдают от этого нововведения все.
      – Взимание сбора никак не влияет на свободу передвижения, – утверждает Александр Светлов, директор фонда "Содействие" при администрации Смоленской области.
      Это точно. Почти 24 часа мы не могли сдвинуться с места из-за "художественной самодеятельности" местных властей, которые довершили превращение российско-белорусского соглашения о таможенном союзе в дешевый блеф. Было лень даже плевать на происходящий абсурд. Случайно, от нечего делать разговорились с местным мужиком. Он рассказал, как можно доехать до России проселками. Глубокой ночью с потушенными фарами мы прорвались мимо пограничной будки с сонными пограничниками. Они явно не ожидали нашего появления в такой глуши. Гнались за нами или нет, мы так и не узнали.
      Но кто знал, что на подъезде к Москве, на 175-м километре, нас ждет еще одно испытание – гигантская пробка. За несколько часов движения рывками проехали 20 километров. Надоело. Свернули с шоссе и поехали полями. Здесь машин было намного меньше. Зато по Можайскому шоссе много железнодорожных переездов. Долго простояли возле первого, второго шлагбаума. Удивляло то, что поезда не было, а машины стоят по полчаса и больше. Возле деревни Шелковка встали возле шлагбаума первыми. Простояли минут двадцать – поезда все нет. Водители двух автофургонов из Германии пошли узнавать, в чем дело. Разговор был коротким. Дежурный как отрезал: "Будете стоять, пока не уплатите "налог"!" Дальнобойщики поспорили, достали деньги и заплатили. Шлагбаум сразу же поднялся.
      После всего пережитого такая "находчивость" вызвала у нас истерический хохот. В Литве и Белоруссии только избранные – таможенники и пограничники могут иметь левые заработки, а в России деньги делают не сходя с места.
      Следующий переезд мы проехали на красный свет, в объезд шлагбаумов. А дальнобойщики опять пошли договариваться...
      Вильнюс – Клайпеда – Москва