Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Московские новости
№ 6 за 1997 год

Магистраль-кормушка

Москва, Александр Петров

Продолжается скандал вокруг проекта выскокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

     
           Строительство магистрали, протяженностью 654 километра, уже идет, но примерно как телега впереди лошади. Строится не дорога на магнитной "подушке", которая обещает за 2,5 часа довозить пассажиров в две столицы, вокзально-гостиничный (разумеется коммерческий) комплекс в Санкт-Петербурге стоимостью 200 миллионов долларов (площадка разбита в районе Московского вокзала). Проектом предусмотрены гостиница, вокзал, стоянка для автомобилей, офисы. Акционерное общество "Высокоскоростные магистрали" ("ВСМ") рассчитывает на доходы от этого комплекса задолго до окончания, а может и до начала строительства самой железной дороги, поскольку сомнений в реальности этого проекта более, чем достаточно. Первое из них: чем обернется вторжение в природу Валдайского национального парка строительство и функционирование магистрали?
      – Проект учитывает заповедность мест, где будут проходить поезда, – сказал корреспонденту "МН" пресс-секретарь санкт-петербургского отделения РАО "ВСМ" Николай Пешков. – Путь будет проложен по специальной эстакаде, которая не нарушит целостность природы.
      В "ВСМ" "Московские новости" заверяли, что на Валдае вырубка леса не предусмотрена. Однако неизбежность повреждения природы подтверждает начальник управления национальных парков министерства лесного хозяйства РФ Виктор Попов. Тем не менее, признал Попов, проект с замечаниями одобрен государственной экологической экспертизой. Но высокоскоростная магистраль встречает сопротивление в регионах. Прокурор Тверской области Валерий Виноградов пообещал не допустить "ВСМ" на территорию области. В Твери полагают, что строительство магистрали безвозвратно погубит уникальный Валдай. Местные власти готовят референдум с вопросом: быть или не быть "ВСМ" на Валдае?
      Правда, в пользу "ВСМ" говорит опыт Европы (Германии и Франции), где высокоскоростные магистрали являются сравнительно экологически чистым видом транспорта (например, относительно железных дорог и машин). Конструкция таких поездов предусматривает полное отсутствие выбросов. Даже "продукты" туалета не "украшают" шпалы магистрали. Но российские экологи еще не сказали своего последнего слова.
      Еще большие сомнения возникают вокруг экономической обоснованности стройки. На разных уровнях "ВСМ" обвиняют в том, что стройка служит прикрытием для выкачивания денег из самых разных источников. В РАО, наоборот, утверждают, что напрямую средства из бюджета на строительство магистрали не поступают. Но в распоряжении "МН" есть документы, подтверждающие передачу государственной доли акций предприятий ВПК ("Трансмаш" в Тихвине, вагоностроительный завод в Торжке и бывший "Кировец" в Питере) через предоставление им права на экспорт нефти, специально выделяемой для инвестирования проекта. То есть косвенно деньги из бюджета "Высокоскоростные магистрали" все-таки получают.
      В московском Центре РАО "ВСМ" корреспонденту "МН" сообщили: средства на проект будут получены в кредит у отечественных и иностранных инвесторов под гарантии государства. Плюс деньги самого "ВСМ". По идее, государство практически ничего не теряет, даже выигрывает. Но при возникновении непредвиденных обстоятельств, а также если проект не окупится в срок, или вообще не увидит свет, долги с процентами придется возвращать государству. Деньги немалые. Дорога, по разным данным, обойдется в 3-5 млрд. долларов (расчеты РАО) или 9 млрд. долларов (мнение Минэкономики РФ). По расчетам специалистов РАО, строительство магистрали окупится примерно через десять лет. Министр экономики Евгений Ясин категорически опровергает эти данные.
      – Нет никакой гарантии, что проект окупится и через двадцать лет, – заявил он корреспонденту "МН". На вопрос, не боится ли Ясин лишиться своего поста из-за противодействия "ВСМ", министр ответил, что не боится и будет всячески доказывать, что России этот проект просто не по средствам.
      Пока Евгений Ясин взял верх: сроки строительства перенесены на март с намеком на то, что этот срок может перерасти в "неопределенное время". Теперь все зависит от позиции российских "зеленых" и способности "ВСМ" перетянуть одеяло на себя (...)