Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Московские новости
№ 20 за 1998 год

Российский тупик

Омск, Александр Петров

Непреодолимым препятствием стали просторы России для путешественников, совершающих кругосветный перелет на мотодельтаплане.

За крыльями хрупкой машины Брайана Милтона и Кейта Рейнолдса остались тысячи километров над Европой, Центральной Азией, Китаем и Японией. Но перелет от японского острова Хоккайдо на Южный Сахалин, по всей видимости, окажется последним этапом тура.
     Вылетев из Лондона 24 марта с целью совершить уникальное кругосветное путешествие за 80 дней и попасть в книгу рекордов Гиннесса, доверив свою жизнь ненадежному и хрупкому летательному аппарату, англичане не предполагали, что Россия станет конечным пунктом вояжа – Москва отказывается предоставить воздушный коридор для транзитного перелета англичан через Дальний Восток от Южно-Сахалинска до американской Аляски. Точнее, предоставляет, но на высоте, доступной только для больших лайнеров, от 9 до 11 тысяч метров. Для мотодельтаплана это равносильно запрету, так как его "потолок" не более пяти километров.
     Больше недели летательный аппарат простаивает под сахалинским небом. За это время летчики стали своими для местных жителей, а служащие аэропорта, проникнувшись горем "пришельцев", предоставили бесплатную стоянку для самолета. Многочисленные запросы в МИД, Министерство обороны, Федеральную авиационную службу в основном остаются без ответа. Правда, южно-сахалинское представительство Министерства иностранных дел официально проинформировало британских подданных, что МИД не допустит "незаконного вторжения в воздушное пространство РФ".
     Такой отказ вызвал недоумение – ведь англичане соблюли практически все положенные по закону формальности: заранее получили визы на посещение России, прошли полное пограничное и таможенное оформление в южно-сахалинском аэропорту. Для внешнеполитического ведомства прилет иностранцев тоже не стал громом среди ясного неба: запрос о разрешении на транзит над российской территорией был отправлен в МИД еще два месяца назад, но остался без ответа. По словам командира экипажа Брайана Милтона, такого они не встречали еще ни в одном государстве, границы которых оставил позади мотодельтаплан. Везде достаточно быстро ответили на заранее отправленные запросы и определили маршрут, по которому сможет лететь мотодельтаплан. Даже коммунистический Китай разрешил им перелет через свою территорию, в том числе и над запретными для иностранцев высокогорными районами Тибета. Только Россия проигнорировала запрос. Ждать больше не было возможности, поэтому пилоты-любители отправились в путь на свой страх и риск.
     Валерий Нестерушкин, заместитель директора департамента информации Министерства иностранных дел, сообщил "МН", что если англичанам на кого-то и следует обижаться, то только на самих себя:
     – Нельзя ставить руководство государства перед фактом, мол, мы уже здесь, и нам нужен воздушный коридор, – предупредил он. – В любом случае путешественникам следовало сначала дождаться ответа на свой запрос. В дорогу можно пускаться только после того, как будет определен воздушный коридор, выделено диспетчерское обеспечение. Это тем более следует знать гражданам такой страны, как Великобритан (...)