Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Московские новости
№ 7 за 1999 год

Родина "Сибнефти" волнуется

Александр Петров

Пока в Москве бушевали страсти вокруг "Сибнефти", корреспондент "МН" отправился в 11-тысячный поселок Любино Омской области – посмотреть, что происходит "по месту прописки" нефтяной компании.

До рабочего поселка Любино от областного центра около 60 километров – 40 минут на машине. В глаза сразу же бросается обилие филиалов коммерческих банков: на крохотном пятачке прописались "СБС-Агро", Промстройбанк, два отделения Сбербанка, Мосбизнесбанк. Полгода назад к этой компании добавилась "Сибнефть".

Офис компании удалось найти сразу. Бабка с санками, наполненными хворостом, показала варежкой на двухэтажный дом. Три вывески: "СБС-Агро", представительство Федерального казначейства и "Сибирская нефтяная компания", последняя – самая солидная. Тем не менее офис компании занимает всего две комнаты. В момент визита корреспондента "МН", хотя рабочий день был в разгаре, двери были на замках. Работники расположившегося по соседству "СБС" сказали, что раньше в офис приходили 3 – 4 представителя компании, но в последнее время их почти не видно: "Может, гриппом болеют..."

В Любино "Сибнефть" появилась 1 июля прошлого года. До этого компания была зарегистрирована в самом Омске и "делала" более 20 проц. бюджета областного центра. Но участь единственного крупного налогоплательщика в миллионном городе не устраивала руководство компании – слишком велика налоговая нагрузка. Решение было найдено: губернатор Омской области Леонид Полежаев, желая одновременно "насолить" своему главному оппоненту в регионе – мэру Омска Валерию Рощупкину, – благословил смену юридического адреса.

После этого областной центр стал задыхаться из-за нехватки средств. Бюджетники перестали получать зарплату, с перебоями стал работать общественный транспорт, ночью улицы погружались во тьму.      

Зато в Любинском районе с тех пор дела начали идти день ото дня лучше...

Возле сельского кинотеатра "Россия" подхожу к двум женщинам, спрашиваю, как относятся к "Сибнефти". "Мы за компанию руками и ногами, – в один голос говорят они. – Без нее мы, бюджетники, до сих пор сидели бы без денег. Например, в ноябре прошлого года нам не могли выплатить зарплату за январь. Сейчас февраль, но обещают заплатить уже за декабрь – остальные месяцы "погашены".

Неожиданно обнаруживаю, что любинцы прекрасно осведомлены о всех столичных злоключениях компании. Причины "наездов" понимают примерно одинаково: "Им преступников и бандитов ловить не хочется, вот они и решили далеко не ходить", "Это задумано, чтобы испортить репутацию компании", "Захотели взятку получить, вот и устроили цирк".

Неудивительно, что при появлении в центральных СМИ сообщения о неприятностях у компании в Любино чуть ли не митинг собрался. Довольные зарплатой и теплом в домах люди выразили возмущение действиями правоохранительных органов. По всему было видно, что "Сибнефть" стала играть в жизни маленького района большую роль.

"Нефтяные" деньги составляют основу районного бюджета, – поясняет глава местной администрации Виктор Никольченко. – Благодаря им мы полностью рассчитались с долгами по детским пособиям, сократили долг по заработной плате... Я думаю, население уже это почувствовало".

Перерегистрация "Сибнефти" многое изменила в жизни поселка с населением всего в 11 тысяч человек. Уже в августе начали поступать первые налоги: на содержание жилищно-коммунального хозяйства, на содержание милиции, на нужды образования... Перепадает любинцам и часть подоходного налога. Половина – "живыми" деньгами, половина – скажем, горюче-смазочными материалами.

"Мы даже опасаемся, что вызовем зависть у других районов области", – говорит Виктор Никольченко.
Но есть и другие оценки. По словам одного из чиновников районной администрации, пожелавшего остаться неизвестным, толку от "Сибнефти" практически нет: "Живых" денег мы от них не видим, а вся помощь, какая была, заключалась в небольшом количестве ГСМ во время прошлогодней уборки".

Кроме того, в омских СМИ периодически появляются сообщения о том, что переезд "Сибнефти" в Любино никак не отразился на местном бюджете: областная администрация сократила дотационные выплаты в район ровно на такую сумму, какую Любино стало получать в виде налогов от "Сибнефти". Просто дотация приходит всегда с задержками и не полностью, а налоги компания платит регулярно. Поэтому и детские пособия выдали, и долги по зарплате сократили...

Что касается самого Омска, где дымят сотни труб и установок самого крупного на постсоветском пространстве нефтеперерабатывающего завода и где количество пострадавших от ухода компании в сотни раз превышает все население Любинского района, здесь отношение к ней в подавляющем большинстве негативное: компания-то "уехала", а радиопредупреждения горожанам не выходить без нужды на улицу и не открывать форточки в неблагоприятные дни сохранились...

ДОСЬЕ "МН"

ОАО "Сибирская нефтяная компания" образовано в 1995 году в соответствии с указом Президента РФ. Основа компании – добывающее предприятие "Ноябрьскнефтегаз", разведывательное предприятие "Ноябрьскнефтегазгеофизика" и крупнейший в России Омский нефтеперерабатывающий завод. Компания была зарегистрирована в Омске.

В декабре 1995 года состоялся залоговый аукцион, на который был выставлен контрольный (51 процент) пакет акций "Сибнефти". Стартовый размер кредита, который должен был предоставить победитель, – 100 млн. долларов.

Победитель ("Нефтяная Финансовая Компания" и Столичный банк сбережений) предложил кредит в размере 100,3 млн. долларов. В результате, по оценкам экспертов, компания оказалась под полным контролем фирм Бориса Березовского и Романа Абрамовича.

Летом 1998 года у "Сибнефти" возник конфликт с мэром Омска Валерием Рощупкиным. В результате "Сибнефть" изменила юридический адрес, зарегистрировавшись в г. Любино Омской области.

2 февраля 1999 года московский офис "Сибнефти" был подвергнут обыску работниками ФСБ и Генпрокуратуры. По заявлению самой "Сибнефти" и утечкам из спецслужб, обыск не был связан с коммерческой деятельностью компании, а проводился в рамках расследования по делу частного охранного предприятия "Атолл" (...)