Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Новое Омское Слово
№ 21 за 2003 год

"Лепрозорий" на колесах

Александр Петров

19 мая, понедельник. В Омске госпитализирован первый больной с подозрением на атипичную пневмонию. Демобилизованный пограничник срочной службы снят с поезда "Владивосток – Харьков" и помещен в инфекционную больницу.

16 часов вечера в понедельник 19 мая. Омский вокзал напоминает декорацию к роману Камю "Чума": мрачные кордоны из милиционеров в марлевых масках, люди в похожих на скафандры глухих антибактериальных костюмах из пластика, персонал в белых халатах и изумленно-испуганные лица пассажиров.

Чрезвычайные меры приняты в связи с прибытием в миллионный город поезда номер 53. С него в Красноярске, а затем в Новосибирске сняты два демобилизовавшихся солдата-срочника с симптомами, напоминающими признаки смертельной атипичной пневмонии.

Поезд подали на первый путь.

– В целях безопасности никому не выходить, всем оставаться на местах! – командовали милиционеры в разных концах перрона.

Встречающих не было. В вагоны вошли люди в защитных костюмах, вооруженные швабрами и ведрами с обеззараживающим раствором. Их сменили медики, которые пытались обнаружить признаки заболевания.

– Выпустили бы, чтобы продукты купить, – просили пассажиры через открытые окна. Работники санитарных служб отвечали:

– Проверим, тогда выпустим.

Наконец выпустили. Перрон приобрел обычный оживленный вид. Но не везде. Последние четыре вагона, в одном из которых ехали заболевшие солдаты, остались наглухо закрытыми.

– Состав переформировали на станции Барабинск в Новосибирской области. Поэтому вагон с военными, который числится в составе под номером 10, теперь стоит последним, – рассказала российский начальник поезда N 57 Галина Нестерова. – Этот вагон украинский, но в нем едут в основном "дембеля", а также несколько гражданских. Ближайшие к нему вагоны закрыты на карантин. Все заболевшие – их было девять человек – из одной части и едут до Сызрани.

Двери злополучных вагонов открылись лишь однажды: чтобы впустить и выпустить людей в скафандрах.

– Смотрите, "космонавты" еще жертву нашли! – воскликнул кто-то.

Все повернулись и увидели, как медики вывели из поезда парня в камуфляже, с сумкой и повязкой на лице.

– Срочно машину "скорой помощи", – закричал в рацию майор милиции. Машина приехала быстро – ждала на Привокзальной площади. Бедолагу увезли.

– Еще один сослуживец уже госпитализированных солдат направлен в инфекционную больницу с признаками респираторного заболевания, – пояснил Сергей Выдрин, главный государственный санитарный врач омского отделения Западно-Сибирской железной дороги. – У него температура выше 37 градусов, внешние признаки ОРЗ, схожие с симптомами атипичной пневмонии.

– Все поезда проблемного восточного направления под особым контролем, – рассказал начальник омского областного управления по делам ГОиЧС Владимир Гуржей. – Поэтому, когда у парней появились признаки, характерные для атипичной пневмонии, проводники сразу же забили тревогу, а соответствующие службы приняли необходимые меры. Вагоны изолированы, их сопровождает сменная группа из медиков и милиционеров.

По унылым лицам карантинных пассажиров было видно, что они не в восторге от принятых мер.

– Я с самого Красноярска не ел, уже сутки, – жаловался один. – А купить продукты невозможно – не выпускают.

– Это безобразие, – вмешалась начальник поезда. – Вагоны закрыты наглухо, мы даже воду не можем передать пассажирам.

Первая же крупная нештатная ситуация на российской железной дороге, связанная с эпидемией атипичной пневмонии, продемонстрировала непродуманность и несогласованность действий, призванных оградить население от опасной инфекции.

– Изолировать изолировали, а про обеспечение самым необходимым не подумали, – Галина Нестерова настроена решительно. – До сих пор руководство всех железнодорожных станций на наши просьбы о помощи отвечает одинаково: питание – не наша забота. И милицию эта проблема не волнует...

Проблему питания решили только в Омске, через полторы тысячи километров после Красноярска. Об этом сказал Владимир Гуржей:

– Чтобы пассажиры не голодали, мы на месте приняли решение: доставлять питание из вагона-ресторана. Передавать его пассажирам будут через группу сопровождения.

Поезд простоял в Омске чуть меньше часа. Запасной вагон, приготовленный на случай переформирования или расформирования состава, оказался невостребованным. По линии центра медицины катастроф пришла информация, что предварительные анализы у снятых с поезда солдат не подтвердились. Однако стопроцентной гарантии, что пронесло, нет. Поэтому вагоны останутся на карантине до самой границы с Украиной. А может, и дальше.