Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Новое Омское Слово
№ 46 за 2003 год

Дороги без дураков

Александр Петров

В областной дорожный фонд поступают миллиарды рублей, а по Омску ни пройти, ни проехать. Куда уходят наши деньги?

В 2003 году Омской области наконец-то повезло: благодаря новому федеральному законодательству наш территориальный дорожный фонд стал одним из самых богатых в стране. Но не стоит радоваться: на состоянии разбитых дорог это не отразится. На деньги неожиданно раздувшегося фонда нашлось много желающих. А денег, выделенных на ремонт дорог, опять хватит только на покупку битого кирпича для "ямочного" ремонта.

Все дело в акцизах на нефтепродукты. В большинстве регионов России паника. Зато Омск, Ачинск, Уфа, Пермь и Москва в этом году получают неслыханные доходы. Например, территориальный дорожный фонд Омска, который формируется за счет 50 процентов всех акцизов на нефтепродукты, земельного и транспортного налога, в первом полугодии 2003 года получил от 862 миллионов до 2 миллиардов рублей. Первая цифра – по данным комитета финансов и контроля областной администрации, вторая – данные депутатов Законодательного собрания, не входящих в прогубернаторское большинство. Они считают, что обладминистрация сознательно занижает цифры, чтобы получить контроль над неучтенным остатком.

И, тем не менее, цифры огромные. На их фоне 50 миллионов рублей, которые летом с большим предвыборным шумом выделялись на основательный ремонт дорог Омска, но хватило только на ямочный ремонт некоторых магистралей города, – копейки.

Причина таких сверхдоходов – новое федеральное законодательство в области сбора акцизов на нефтепродукты. По закону, чтобы компания могла продавать горючее на заправках, она должна получить свидетельство о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами. Именно владельцы таких свидетельств и являются плательщиками акцизов. Схема выплаты сложная: освидетельствованный заправщик едет в регион, где находится нефтезавод, закупает горючее по цене, включающей в себя акциз. Нефтяная компания-производитель обязана перечислить акциз в область, откуда приезжал покупатель.

Однако если у покупателя свидетельства нет, то нефтезавод акциз никуда не перечисляет – и деньги оседают в бюджете региона, где он находится. Так как поставщику и выгоднее, и проще работать с "неосвидетельствованными" покупателями, число последних растет, а следовательно, растут и отчисления в местный бюджет от нефтяной компании. В этом и состоит секрет нынешнего богатства Омского территориального дорожного фонда.

И вот начат раздел лакомого куска. В четверг депутаты Законодательного собрания соберутся, чтобы решить: быть или не быть территориальному дорожному фонду. Примерно месяц назад областная администрация внесла на рассмотрение депутатов законопроект "Об областном бюджете на 2003 год", который предлагает приостановить действие закона о территориальном дорожном фонде, а деньги, предназначенные только для ремонта и строительства дорог, просто влить в областной бюджет.

Агитировать за законопроект в ЗС пришел заместитель председателя комитета финансов и контроля Омской области Александр Матненко. Он рассказал депутатам, что дорожный фонд не выделяет средств на ремонт сельских дорог, а следовательно, он не нужен. Он сообщил также, что дорожные деньги проще заложить отдельной статьей в областной бюджет. Представители оппозиции в Законодательном собрании заявили, что инициатива областной администрации – афера, направленная на то, чтобы скрыть нецелевые растраты дорожных средств и иметь возможность тратить их по своему усмотрению в будущем.

Вот вам и ответ на вопрос: почему в Омске плохие дороги? Прошлой зимой они не убирались, летом фактически не ремонтировались. На примере одной из самых напряженных магистралей города – улицы Лукашевича можно увидеть, как тратятся дорожные деньги. О завершении капитального ремонта улицы чиновники докладывали и в прошлом году, и в этом. Надо полагать, что средства, выделенные на полный ремонт улицы Лукашевича, не разворованы и освоены полностью. А на деле новый асфальт уложен лишь на участке от моста до автовокзала, и то в треть ширины магистрали. Основная же часть улицы Лукашевича подверглась ямочному ремонту. О его качестве говорит то, что водители городского транспорта намерены бойкотировать улицу Лукашевича, то есть перестать по ней ездить и таким образом заставить власти завершить ремонт. Опыт у транспортников есть: в прошлом году при помощи подобного шантажа они заставили капитально отремонтировать участок улицы Дианова в районе остановки "Универсам". Видимо, только таким путем в Омске возможно решать извечную русскую проблему дураков и дорог.