Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Журнал "Право на выбор", № 1 (4), январь 2006 г.

Подножка "цветным" революциям

Омск, Александр Петров

Делегация Избирательной комиссии Омской области прибыла в Акмолинскую область в качестве международных наблюдателей по инициативе казахстанской стороны. Наши соседи оказали большое доверие, пригласив российских специалистов контролировать ход выборов своего президента.

Хозяева неоднократно подчеркивали, что избирательное законодательство Российской Федерации более сложное и разностороннее, чем в Казахстане, наш опыт проведения выборных кампаний богаче, именно поэтому нас там ждали, надеялись на совет и помощь.

Одна из аксиом процветания России – мир и спокойствие в приграничных регионах. Поэтому мы к своей работе отнеслись с исключительной ответственностью. Каждый понимал: при всей очевидности политической ситуации в этом государстве, после ряда «цветных» революций на территории СНГ от президентских выборов в Казахстане можно было ждать чего угодно – и провокаций, и попыток срыва процесса голосования... От того, насколько беспристрастно и профессионально действуют международные наблюдатели, зависело будущее не только Казахстана, но и России.

«Цветные» революции и в Грузии, и на Украине, и в Киргизии имели общий знаменатель: выборы национального масштаба, массовые акции протеста, отставка действующей власти... По чьим-то планам следующим государством на территории СНГ «в очереди на революцию» стоял Казахстан, где проходили выборы президента. Следить за законностью голосования, фиксировать нарушения на выборах казахстанской стороной были приглашены тысячи международных наблюдателей. В их числе работали и представители Избирательной комиссии Омской области. Международные наблюдатели на выборах президента Казахстана были двух видов: от ОБСЕ и от СНГ. Первые были представлены в основном американцами, а также наблюдателями из Западной Европы. СНГ представляли граждане бывших союзных республик. Основная масса – из России.

Зона действия – столичная Акмолинская область. На ее территории находится Астана – самостоятельная административная единица. Руководство области базируется в Кокчетаве, или, как принято говорить сейчас, Кокшетау – городе с населением 120 тысяч человек в 250 километрах от столицы. На улицах – огромные щиты с портретом Назарбаева. На витринах магазинов – вывески: «Мы голосуем за Назарбаева!» Рекламы других кандидатов не видно. Чувствуется разница «весовых категорий» и административных возможностей.

Тем не менее все напряжены. Казахи ощутимо переживают за исход голосования. Опасаются провокаций и попыток переворота. К тому же впервые за много десятилетий на севере Казахстана в начале декабря нет снега. Население волнуется: не к добру!

Суббота, 3 декабря. В областной избирательной комиссии получаем «куэлик» –  удостоверения международных наблюдателей. Наши полномочия: в любой момент появляться на любом участке для голосования, в избирательных комиссиях любого уровня, присутствовать при подсчете голосов. Категорически запрещено только мешать процессу выборов и воздействовать на членов комиссий.

Участки для голосования в полной готовности и находятся в неприступном опечатанном состоянии. Безлюдно. Пустые прозрачные урны, темные кабинки, выключенные компьютеры и картридеры для электронного голосования. Все охраняется милицией, обязательно дежурит представитель участковой избирательной комиссии. Выявлено первое нарушение: международного наблюдателя не пускают для проверки на избирательный участок. После коротких консультаций по телефону недоразумение улажено. Председатель комиссии приносит извинения. Протокол на нарушение не оформляется, так как подобное упущение на результат голосования не влияет.

На одном из участков царит уныние. Представитель ОБСЕ уже зафиксировал нарушение. В переводе с английского: отмечена попытка членов комиссии скрыть механизмы для фальсификации результатов выборов путем недопущения наблюдателей на участок.

Вечером накануне голосования мы побывали в Русском драматическом театре. Давали местный вариант известного мюзикла, но с собственной музыкой и текстом – рок-оперу «Ромео и Джульетта». В труппе в основном русские актеры, спектакль идет на русском языке. Публика – молодежь. Казахи и русские пополам. После занавеса 25 минут аплодировали стоя. Актеры на бис исполняли фрагменты рок-оперы.

Вспоминаю, как шесть лет назад срочно выезжал в Усть-Каменогорск, где была арестована небольшая группа русских казаков, которые якобы готовили свержение власти и отделение восточного Казахстана под предводительством некого Пугачева. «Восстание Пугачева» тогда оказалось фарсом, но участники событий были осуждены на большие сроки. Ощущение от командировки тогда осталось тягостное: в стране не скрывалась насильственная казахстанизация русского населения, многие лица категорически отказывались говорить со мной не на казахском языке…

Теперь, в 2005-м, в глаза бросается, что страсти улеглись, жизнь обоих народов вошла в колею сотрудничества.

Воскресенье. 4 декабря. 2.45 ночи. Ровно в три часа по всей стране на участках для голосования будут вскрыты пакеты с электронным ключом для системы голосования и кодами доступа. Все просто: ножницы, извлекается ключ, вставляется в компьютер, вводится код – система включена, но работать начнет только в 7 утра. Так запрограммировано. Несколько российских наблюдателей присутствуют при процедуре на разных участках. Кроме нас на избирательных участках Кокчетава наблюдателей нет. Нарушений тоже нет.

На каждом участке видим дизель-генератор автономного питания и блоки бесперебойного энергоснабжения. На недавних парламентских выборах случился скандал: кто-то испортил на подстанции трансформатор, и ряд участков оказались обесточенными. 4 декабря также были перебои со светом, но работа участков не прекращалась.

Начало голосования в 7 утра. Возле двери участка небольшая очередь. Процесс пошел. Пока все предпочитают голосовать по старинке – ставить галочку на бумажном бюллетене. Отмечаем некоторое неудобство и незащищенность электронной системы.

Российские наблюдатели фиксируют: в регионах (так в Казахстане называются районы) активно передвигаются на джипах наблюдатели ОБСЕ. Предпочитают отдаленные аулы, где больше вероятность нарушений.

Бросается в глаза недостаток всей избирательной системы Казахстана. По закону в комиссии работает 7 человек. Но этого зачастую недостаточно, так как маленькая комиссия не успевает справляться с потоком избирателей. Особенно в сельской местности удивляли очереди на участках, как в советское время за колбасой – 90 процентов избирателей здесь пошли на выборы в первые два часа голосования. Терпеливо стояли даже на улице, под снегом. Благо, не было мороза и ветра. На одном участке ушли трое. Международные наблюдатели из джипа составили протокол: созданы условия, массово препятствующие независимому изъявлению политических предпочтений населения…

Снова Кокчетав. Участок в центральной школе № 1. Пришел голосовать аким (губернатор) области Мажит Есенбаев. Перед представителями СМИ призвал: «Надеюсь на граждан Казахстана и на демократию!»

На выходе с каждого участка производится «exit pool». Спрашиваю, какие результаты. Девушки у школы № 1 показывают данные: все голоса за Назарбаева. Однако признаются, что открыть свои предпочтения соглашаются далеко не все избиратели.

Тщательно следим, чтобы «exit pool» не превратился в «enter pool» – когда избирателей спрашивают про предпочтения не на выходе, а на входе на участок. Грубейшее нарушение. Мы провоцировали, прикидывались простыми избирателями, но опрос проводился действительно только на выходе.

Искали «карусель». Так называется технология, когда на входе за умеренное вознаграждение избирателю предлагается получить бюллетень, но не делать в нем отметок и не бросать в урну, а вынести на улицу. Там в нем ставится нужная отметка, и потом за плату предлагается другому избирателю бросить помеченный бюллетень в урну, а свой, незаполненный, вынести. Ни на одном участке подобного не зафиксировано. Позже нам рассказали казахстанские коллеги, что где-то в другой области была предпринята попытка осуществить «карусель» в пользу кого-то из кандидатов, но политтехнологам пришлось спешно скрыться от расправы возмущенных избирателей.

В 15 часов по местному времени передаем в штаб СНГ итоги предварительных наблюдений: «Серьезных нарушений не выявлено. Зафиксированы нарушения незначительные». Наши выводы фактически слово в слово звучат в эфире из уст Владимира Рушайло, который озвучил общую точку зрения международных наблюдателей миссии СНГ. По засыпанным снегом улицам добираемся на участок, на котором при нас вскрывали в 3 утра пакеты с кодами. 8 часов вечера. Голосование завершено. Электронная система автоматически отключилась. Вскрыт новый пакет, введены новые персональные коды каждого члена комиссии. Система выдала на принтер результаты электронного голосования: всего проголосовало 406 избирателей. За Назарбаева отдан 401 голос. Ближайший конкурент – Туякбай – набрал 3 голоса. В электронном голосовании приняло участие чуть больше 10 процентов избирателей. Ждем вскрытия урны. На столы высыпана гора бумаги, начата сортировка бюллетеней по стопкам. Каждая стопка – один из кандидатов.

Первые бюллетени легли в стопки. «Смотрите, в бюллетень завернута записка», – удивленно восклицает секретарь комиссии Маругут Ибраева. На небольшой бумажке написано: «Голосую за Назарбаева». Подпись: «Исимбаев». Бумажки попадались неоднократно. И не только с подписями казахов. Были и русские фамилии.

– Смотрите, семья Счастливых. Были у нас избиратели с такой фамилией, – удивлялась председатель участковой комиссии.

Через 15 минут итоги выборов были ясны: стопка бюллетеней над табличкой «Назарбаев» достигла высоты чуть ли не 40 сантиметров. Пачку пришлось разделить на две части – чтобы не рухнула. Пачки конкурентов не выше 3 – 4 сантиметров.

При подсчете голосов нарушений не зафиксировано. На членов комиссии жалко смотреть: с 3-х ночи никто не отлучался с участка, не удалось даже ни разу перекусить. Только выпито три банки растворимого кофе без сахара. Но работники довольны: им было доверено ни разу не отлучаться с участка, чтобы не произошло никаких сбоев. Они задачу выполнили. Просто героизм какой-то!

Следующий день после выборов незапланированно получился выходным. Над заснеженными улицами неслась музыка. На центральной площади Кокчетава – группы молодежи, многие танцуют, поют песни. По улицам ездят машины с национальными флагами. Граждане поздравляют друг друга: «С праздником!» – «И вас также!»

Утром встреча с акимом области.

      – Казахстан – первая страна в СНГ, которая поставила заслон на пути «цветных» революций, – заявил Мажит Есенбаев. Выводы миссии международных наблюдателей ОБСЕ: из-за многочисленных нарушений выборы президента Казахстана нельзя признать свободными и демократическими.