Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  

Газета «Труд-7», г. Омск
8.08.2007

Помним, любим...

8 августа 2006 года в Горном Алтае произошла чудовищная трагедия. Несовершеннолетний моральный урод устроил охоту на людей. Погибла семья омичей Петровых. Они ушли все вместе: 31-летний Александр, журналист, главный редактор журнала «Право на выбор», 28-летняя Алена, преподаватель французского языка ОмГУ, 7-летний школьник Никита и 3-летний детсадовец Артем.

Изверга посадили на 10 лет, его сотоварищи (или соучастники?), делившие добычу, отделались легким испугом. Так мягко наказано зло. Но наша память умножает добро, которое за свои недолгие жизни ребята успели сделать на земле. По инициативе друзей и родителей Саши этой весной в Омске стартовал замечательный юношеский турнир по самбо памяти Александра и Никиты Петровых. На днях в Союзе журналистов состоялся круглый стол о социально-экономических корнях малолетней преступности, профилактике и противодействии ее распространению – с участием ученых, представителей власти, церкви.

А в интернете открывается сайт, посвященный памяти Саши и его семьи: journalist-petrov.ru. Сегодня мы публикуем выдержки из первых оставленных на этом сайте воспоминаний.

Владимир ЗАДВОРНОВ, зав. кафедрой французского языка Омского педуниверситета:

– Август 1994-го. Музыкальный театр Омска. Воодушевление, восторг и, как всегда, радость от неожиданной встречи с семьей наших друзей-единомышленников Петровых. С Людмилой Александровной и Анатолием Александровичем их старший сын Александр, студент факультета журналистики Московского государственного университета, которого мы готовили к вступительному экзамену по французскому языку. Улыбающийся Саша представляет: «Познакомьтесь, это ваша будущая студентка Алена Гордиенко!» Изза широкой спины Саши появляется девочка с огромными глазами; страшно смущена, в воздушном бирюзовом платье… Вскоре мы уже встречаемся с Аленой в аудитории института. Занятия каждый день по 4–6 часов. Теперь она совсем не напоминает куклу: строгая, такая скромная, серьезная...

Валентина МАШКИНА, тележурналист:

– Как-то после окончания МГУ Саша со своей невестой пришел на одну из журналистских вечеринок. Сразу я его и не узнала – еще больше возмужал, широкоплечий, красивый. Он пригласил меня танцевать, и я, помнится, спросила: «Неужели это тебя я держала на руках, когда тебе был годик? Ты помнишь?» «Я помню все, тетя Валя», – серьезно ответил Александр и улыбнулся своей покоряющей улыбкой. У меня до сих пор такое ощущение, что он сразу после появления на свет чувствовал себя более взрослым, чем его ровесники. Это ярко проявлялось и в профессии – журналистика была создана для него, а он для журналистики… Я всегда буду помнить его взгляд – испытующий, добрый, он как бы заглядывал к тебе в душу и спрашивал: «А ладно ли все у вас, может, надо в чем-то помочь?» А ладно ли все в нашем мире, когда уничтожают людей с таким взглядом, с такой душой и улыбкой, с таким внутренним богатством?

Екатерина ФИЛАТЬЕВА, ответственный секретарь омской редакции газеты «Труд-7»:

– Никогда не забуду последней моей встречи с Никитой и Артемкой. Я зашла тогда к Петровым-старшим. Внуки гостили у них. Шум стоял на всю квартиру: в пластмассовых латах и шлемах пацаны вели придуманную Никитой битву. Захотели «проверить на прочность» и вновь пришедшую тетю. «Так на товарищей же не нападают, – сказала им я. – Друзей-то защищать надо». И тут же малыши (Никитка первый, а Артемка – подражая старшему брату) развернулись, закрыли меня, направив игрушечные мечи в сторону невидимого врага! Маленькие рыцари, благородные сердечки, открытые миру и уже готовые сражаться за него…

Алла ЧЕРТКОВА, корреспондент газеты «Ореол-экспресс»:

– Когда я узнала, что произошло на Алтае, первым порывом было позвонить Сашке. Я всегда звонила ему в горе и в радости, делилась с ним какими-то новостями. Я даже набрала номер его мобильного, но в ответ услышала: «Абонент недоступен!» И только тогда до меня дошло – это ведь с Санькой все случилось! Кому же теперь рассказывать?!

Владимир ГОЛУБЕВ, редактор омской редакции газеты «Труд-7»:

– Раньше я звонил Саше частенько, обычно по газетным делам – время от времени он публиковался в нашей газете. Саша был мобилен, безотказен и обязателен. Если что пообещал, сделает непременно. В последний раз, перед поездкой на Алтай, он сам предложил завести в «Труде7» регулярную рубрику о бессмысленных дорожных знаках, которые дезорганизуют движение на магистралях города. Причем с обязательными объяснениями сотрудников ГАИ, зачем установлен тот или иной знак в данном конкретном месте. Отличная журналистская идея... Саша был не из тех мучеников пера, что высиживают свои материалы в кабинете, выуживают жеваные темы из интернета, а с людьми общаются исключительно по телефону. Он всегда был готов сорваться с места, махнуть куда-нибудь в отдаленный район, чтобы увидеть все собственными глазами, получить информацию из первых рук. А еще его отличало щепетильное отношение к фактам... Комуто могло казаться, что Саше все давалось легко: дорога, накатанная родителями-журналистами, почти сразу после университета попал в поле зрения московских изданий, сил невпроворот и вроде бы – никаких проблем. Хотя на самом деле он просто не грузил ими окружающих. Трудные времена он переживал по-своему: пахал еще больше, чтобы эти трудности не отражались на немаленькой уже семье…

Владимир КЕМ, редактор газеты «Новое обозрение»:

– Последние лет десять мы виделись регулярно – каждую неделю играли в мини-футбол. Как правило, в разных командах – «старички» против молодежи, оба по преимуществу стояли на воротах. И оба, не удержавшись, в ходе игры периодически выскакивали вперед, в атаку. Через какое-то время мне в первый раз прооперировали ногу (результат травмы в тех же футбольных баталиях), и, едва восстановившись, я вновь вышел на поле. Думал, отстою потихоньку в обороне, но, конечно, не удержался и бросился вперед. Саша стоял на воротах и, увидев мой рывок по флангу, казалось, как обычно, бросился в ноги, чтобы прервать передачу партнеру. Он уже надежно забрал мяч, когда я подумал: «Что-то не так». И лишь через мгновения понял, что именно. Саша и прежде не грубил на поле, выполняя при необходимости подкаты как-то по-борцовски особенно мягко (результат целенаправленных многолетних тренировок у легендарного тезки – Александра Пушницы). А тут он упал за метр до меня, рискуя, что я переброшу мяч верхом. Я оценил его поступок: это не ошибка, Саша просто бережет мою не до конца зажившую ногу. И понял – передо мной не просто молодой, сильный мужчина, но человек, способный понять чужую боль и даже в азарте игры вести себя так, чтобы не делать еще больнее. И зауважал его еще больше.

Марина ЗАРЫТОВСКАЯ, зам. редактора омской редакции газеты «Труд-7»:

– Выстрелы на проклятом перевале попали не только в четверых. Ранен Алешка, младший брат Саши. В самое сердце – родители Люда и Толя. Как они продержались этот год? Я не люблю громких слов, но иногда они самые точные, и я уже говорила Толе и Люде вслух: преклоняюсь перед вашим мужеством, стойкостью, мудростью. В таком непреходящем горе вы способны видеть заботы и радости других людей. С вами светло. Чего вам это стоит, знаете только вы. Но Саша любил вас такими. Нет – любит. Саша, Алена, Никита, Артем, вы для нас живые! Мне часто кажется – вот, это вы идете по улицам Омска...