Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Газета «Новое обозрение», г. Омск
15.08.2007

Как победить «зверя» в человеке

Проблема крупным планом

8 августа исполнился ровно год со дня страшной трагедии на Алтае, когда местный отморозок расстрелял семью омского журналиста Александра Петрова. Вместе с отцом и мамой – преподавателем Омского государственного университета Аленой Петровой погибли и детишки – семилетний Никита и трехлетний Артем. В  годовщину их гибели открыт сайт, посвященный памяти семьи Александра Петрова. На нем можно узнать подробности судебного процесса над убийцей Р. Кулишом, прочитать воспоминания друзей и коллег, «полистать» семейный фотоальбом ребят, дневник турнира по самбо памяти Александра и Никиты Петровых, познакомиться с рубриками «Безопасность туристов» и «Преступность малолетних». Адрес сайта: petrov-journalist.ru.

А накануне в Доме журналистов состоялся «круглый стол» на тему: «Социально-экономические корни малолетней преступности: профилактика и противодействие ее распространению». Дискуссию приурочили к годовщине гибели семьи Петровых. Здесь говорили о причинах социальной нетерпимости в обществе, негативных последствиях расслоения общества по имущественному признаку, о последствиях пропаганды насилия и роскоши, о роли СМИ в формировании образа «нового героя» и роли наследственности и семейного неблагополучия в формировании социальной нетерпимости. Полностью текст разговора выставлен на сайте РИА «Омск-Информ».

В обсуждении за «круглым столом» принимали участие: заместитель министра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Александр Варакин, заместитель министра труда и социального развития Омской области Инесса Артемова, заместитель министра образования Омской области Сергей Алексеев, заместитель министра государственно-правового развития Омской области Максим Дианов, декан юридического факультета ОмГУ Максим Фокин, настоятель церкви святой Татьяны отец Александр Алексеев. Вели дискуссию обозреватель «Омского вестника» Светлана Васильева и главный редактор РИА «Омск-Информ» Александр Лабыкин.

Светлана ВАСИЛЬЕВА, обозреватель газеты «Омский вестник»:

Общество должно глубоко задуматься над тем что произошло, чтобы подобное реже случалось в России, чтобы в нашем обществе меньше появлялось таких зверенышей. Именно поэтому мы собрали сегодня «круглый стол» и пригласили вас, уважаемые гости, обсудить пути профилактики и снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Что, на ваш взгляд, стало предпосылкой нынешней криминализации общества?

Сергей АЛЕКСЕЕВ, заместитель министра образования Омской области:

Наверное, еще с начала девяностых годов семья начала отключаться от воспитания своих детей. Потому что, хотели этого или нет, – семья занималась выживанием: как накормить, обуть своих детей. С другой стороны, в плане защиты прав ребенка мы из наших законов системы образования исключили нормы, по которым мы, педагоги, раньше могли сдерживать негативное влияние среды на ребенка. Например, помните, раньше ставили двойки за поведение? Эта норма ушла из системы норм, регламентирующих процесс образования. Я не буду говорить пока, что мы сейчас взамен имеем. Практически из всех нормативных актов исключены положения о воспитании как таковом. Мы на сегодня имеем одну строчку в Законе об образовании, что родители несут ответственность за воспитание и образование сво их детей.

Ведущий Александр ЛАБЫКИН:

Так как же распознать «зверя» в ребенке и можно ли вообще так ставить вопрос?

Максим ФОКИН, декан юридического факультета ОмГУ:

Прежде чем отвечу, хотел бы продолжить мысли прежних собеседников. Вообще, малолетнюю преступность свести до нуля никогда, наверное, не получится. Так же как искоренить преступность вообще. Но сейчас происходит недопустимое: массовая культура дает понять, что есть бандиты плохие и есть хорошие, которым можно сопереживать, на которых иные равняются. На экранах появляется «герой», которому все аплодируют. В сознание настолько это внедрилось, что искоренить таких бандитов-героев будет очень непросто – нужны десятилетия. Как сделать это? Наверное, путей много: школа, семья.

Александр ВАРАКИН, заместитель министра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области:

Общеизвестный факт: до 10 процентов в год от всех преступлений совершают подростки. Этот удельный вес упал за три года до 7,9 процента. Если говорить об абсолютных цифрах, то в девяностые годы происходило до 4 тысяч преступлений, совершаемых подростками в год. Причем милиция не регистрировала многое из того, что сейчас считается преступлением. В качестве позитива замечу: у нас в регионе отмечается тенденция к снижению подростковой преступности.

В том числе благодаря тому, что в области было решено взять упраздненные комиссии по делам несовершеннолетних на ответственность областного правительства, то есть непосредственно нашего министерства. Был создан специальный департамент по делам несовершеннолетних.

Ведущий Александр ЛАБЫКИН:

«Убить раба, иждивенца» и вовремя увидеть «зверя» в ребенке – чем может помочь государство с точки зрения социальной защиты?

Инесса АРТЕМОВА, заместитель министра труда и социального развития Омской области:

Здесь я вспомню русскую пословицу: воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки. А я бы даже сказала: воспитывать ребенка и думать, что из него получится, должна женщина еще во время беременности. Причем на ранней стадии. Когда малолетние беременеют и либо криминальный аборт требуют, либо бросаются сами из окна. Трудная жизненная ситуация родителей еще в момент беременности отражается, безусловно, на психике ребенка. Для того чтобы эту ситуацию изменить, наше министерство принимает ряд мер. Работаем совместно с министерством здравоохранения по проекту «Мать и дитя», три года он успешно работает. Впервые в России мы делаем совместный проект: «Психолого-педагогическое сопровождение беременных женщин и женщин, воспитывающих ребенка до одного года». Мы собираемся это внедрить во всех районах и во всех женских консультациях города. Что касается тезиса «Вовремя рассмотреть «зверя» в ребенке» – это обязанность прежде всего родителей. К счастью, количество безнадзорных детей у нас сократилось по сравнению с прошлыми годами. У нас есть банк данных, и мы видим снижение числа семей, где есть социально опасное положение. В 2005 году таких детей было 14 тысяч, в 2006_м—12700 детей. Потом мы пойдем дальше и будем говорить о ранней профилактике, будем брать под патронаж расширенный круг неблагополучных семей.

Ведущая Светлана ВАСИЛЬЕВА:

Каким должно быть наказание? Сегодня общество гуманно к малолетним преступникам. Надо ли быть гуманным? Вот население при опросах высказывается за смертную казнь. Что вы думаете по этому поводу?

Максим ДИАНОВ, заместитель министра государственно-правового развития Омской области:

У нас общество крайностей. Раньше мы воспитывались на коллективной мотивации, что порождало иждивенчество: «за меня все решат, остановят, накажут, если надо, перенаправят». Теперь другая крайность: мы стали слишком эгоистичны. А эгоизм и подавление «раба» в себе порождает другую проблему – равнодушие. Теперь мы с равнодушием смотрим на преступления, которые совершаются вокруг нас. На детей, которые воспитываются в семьях алкоголиков и тунеядцев. Мы не считаем это своими проблемами, проходим мимо, думая исключительно о себе. Вот когда общество становится нетерпимо к социально опасным людям, к явлениям, причинам, именно тогда невозможно налаживание системы, при которой преступность минимизировать можно. И здесь важно, когда общество, как таковое, воспринимает авторитет власти. Стыд, совесть—те понятия, которые мы сейчас начинаем забывать или не считаем их важными. Общество разрушило старые традиции, не создав новые.

Отец Александр АЛЕКСЕЕВ, настоятель церкви святой Татьяны:

Воспитание всегда основано на абсолютных ценностях, на системе ценностей. В ней есть гуманизм, он должен быть, особенно ребенком это все на веру воспринимается – все, что говорит учитель. Поэтому я не считаю, что система воспитания изменилась. Школа заниматься не может воспитанием. Тогда школа скажет: «Система ценностей у всех своя». Хотя у нас есть одна система – Уголовный кодекс, она нас объединяет. Но мы тут же видим, что Уголовный кодекс и правовая система не работают, и вы сами это признаете. Если мы перестаем видеть государство как носителя главной духовной ценности, то мы скажем: «Зачем мне ваше государство? Вы делите нефть, грабите мой народ». Отсюда и рушится госсистема. Когда мне вечером показывают «Муран», я тоже его хочу, а мне в университете предлагают ставку в 2 тысячи 700 рублей. А я молодой, красивый и хочу жить. В этом и есть корень преступности. Религиозные основания – единственное, что может сдержать «зверя» в человеке.