Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Московские новости
№ 15 за 1997 год

Хватит "отсыпаться" на водителях

Александр Петров

В преддверии большого автомобильного сезона. Интервью начальника ГИБДД Владимира ФЕДОРОВА – корреспонденту "МН" Александру ПЕТРОВУ.    

– Владимир Александрович, многие водители считают, что реформа ГАИ заключается только в смене названия на ГИБДД.

– Необходимо – и мы все делаем для этого – закончить "отсыпаться" на водителе. Надо ответственность перекладывать и на должностных лиц: в ГИБДД, в коммунальных, дорожных службах.

Зачастую из-за их попустительства и халатности страдают участники дорожного движения. Кроме того, одной из главных задач реформы мы видим преодоление барьера озлобленности и недоверия. Я считаю, что ГИБДД не должна быть карающей структурой, наша задача – организация дорожного движения. Тут, к сожалению, не все зависит от нас. Например, мы с 1991 года просим правительство снять с нас рассмотрение и вынесение решений по "пьяным делам". Но наши просьбы пока что оставались без ответа. В итоге инспектор вынужден и выявлять нарушения, и фиксировать их, и выносить "приговор", и даже исполнять его. Такое "всевластие", естественно, порождает взяточничество и злоупотребления.

– Однако это не единственная причина вымогательства со стороны сотрудников ГИБДД.

– Мы это знаем. Сейчас ГИБДД выступает с инициативой отменить пресловутую "вилку", когда разным водителям за одно и то же нарушение инспектор назначает разную сумму штрафа. Это провоцирует желание договориться на меньшую сумму.

– Но ведь все равно будут договариваться!

– Мы решили, что каждому сотруднику ГИБДД на дежурство будет выдаваться специальный диктофон. Причем устроен он будет так, что ни стереть, ни перемотать запись на нем будет невозможно. Все переговоры с водителем инспектор должен будет записывать на кассету. Уклонение от этой обязанности будет расцениваться как очень серьезный проступок.

– И когда появятся первые диктофоны?

– Как только у нас будут деньги.

– А конкретней?

– Это, к сожалению, зависит не от нас...

– Инспектор останавливает как можно больше машин, чтобы выявить больше "несоответствий", так как начальство требует роста количества "пресеченных правонарушений"...

– Официально заявляю, что всякие планы по количеству выявленных нарушений отменены. К сожалению, и наши проверки это показали, многие командиры по-прежнему стремятся превзойти других и требуют от подчиненных выполнения ими же придуманного плана. Еще раз повторяю, мы от такого метода работы давно отказались и будем благодарны, если о подобных нарушениях нам будут сообщать.

– Большинство автолюбителей уверены, что инициатива ГИБДД о введении обязательного страхования гражданской ответственности будет означать лишь появление очередного налога.

– В ближайшее время неизбежно произойдет резкий всплеск аварийности на наших дорогах из-за роста автопарка страны. Поэтому мы считаем, что необходимо принять закон об обязательном страховании – это поможет смягчить удар автомобильного бума.

– Однако водителю снова придется платить. Уже сейчас для многих автолюбителей является непосильным даже прохождение техосмотра, точнее, инструментального контроля!

– Начнем с того, что техосмотр появился раньше, чем само ГАИ, – в 1934 году. Слово "техосмотр" хотя и имеет "технический" корень, но означает не только проверку технического состояния автомобиля. Это комплексный контроль. Минздрав определил медицинские нормы, и каждый водитель должен им соответствовать. Что же касается технической стороны процедуры – инструментального контроля, то это наиболее эффективный способ проверить техническое состояние автомобиля.

– В Москве это стоит 250 рублей. Если еще и справка просрочена – то еще столько же. К этому добавляется еще и дорожный налог – тоже рублей 100 получается. Реально ли человеку враз выложить 600 рублей?

– То, что процедура инструментального контроля необходима в любом случае, я уже сказал. Но медосмотр придумали не мы – Минздрав, стоимость процедуры инструментального контроля определяем тоже не мы – субъекты Федерации. Кстати, в разных регионах разная стоимость. Где-то – меньше 100 рублей, где-то – за две сотни. Эти деньги поступают в местный бюджет, лишь незначительная часть отчисляется ГИБДД. Мы можем это только контролирова (...)