Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Московские новости
№ 26 за 1997 год

Саранча встала на крыло

Омск, Александр Петров

Добравшись почти до границы с Казахстаном, специальный корреспондент "МН" Александр ПЕТРОВ вышел один на один против стихийного бедствия – саранчи.

Добравшись почти до границы с Казахстаном, специальный корреспондент "МН" Александр ПЕТРОВ вышел один на один против стихийного бедствия – саранчи.

Гигантские насекомые облепили наш автомобиль так, что через лобовое стекло ничего нельзя было разглядеть. Словно сбылись фантазии голливудских киношников: земляне подверглись нашествию насекомых. Ехать дальше стало невозможно, пришлось остановиться. Несколько минут сидим в шоке, в реальность происходящего верится с трудом. Наконец рискуем с фотокорреспондентом высунуться наружу. Через открывшуюся на мгновение дверь в салон автомобиля в один миг влетает целая стая насекомых размером со спичечный коробок...

Так мы на собственном опыте узнали, что такое итальянский прус, или, проще говоря, саранча.

Взбудораженные слухами о вторжении насекомых, мы все 150 километров от Омска до районного центра Черлак ждали, что вот-вот под колесами автомобиля захрустит саранчевая рать. По пути специально свернули в посадку, чтобы изучить энтомологическую обстановку. Искали долго, наконец поймали нечто похожее на злого вредителя. Достали справочник. Оказалось – это безобидный зеленый кузнечик. Саранча хоть и похожа, но красного цвета и в несколько раз крупнее, до 9 сантиметров. В то, что где-то неподалеку обитают полчища таких "кузнечиков", не верилось.

В самом Черлаке саранчи тоже не было. Под знойным сибирским солнцем жужжали слепни и стрекозы, ползали муравьи. Местные жители в ответ на наши вопросы пожимали плечами: "Говорят, где-то она есть. Но не видели". Мы решили, что слухи о нашествии саранчи сильно преувеличены.

Однако замглавы районного самоуправления и одновременно начальник Черлакского управления сельского хозяйства Петр Матис выглядел слишком мрачным даже для преувеличенных слухов:

– За 25 лет, что здесь проработал, такое случилось впервые. Две с половиной тысячи гектаров уже покрыты саранчой! Заготовку кормов, удобрение полей – все пришлось отставить. Люди дома не бывают сутками: днем выслеживают врага, а в короткий период с позднего вечера до раннего утра, пока стаи спят, пытаются их уничтожить ядохимикатами. Днем же ничего сделать нельзя: во-первых, они, чуть что, взлетают, во-вторых, при температуре выше 25 градусов яд становится неэффективным, а сейчас днем на полях все 35. Саранче же чем жарче, тем комфортнее, тем она активнее.

По словам Петра Матиса, полчища насекомых напали на Черлакский район с территории Казахстана. К нашему приезду отряды насекомых пересекли российско-казахстанскую границу еще в двух местах: в Русско-Полянском и в Нововаршавском районах. А эти два района – степные. Поля там занимают гигантские площади, и бороться с саранчой без помощи авиации невозможно. Но пока в распоряжении хозяйственников лишь один самолет, да и тот в основном стоит без дела: до сих пор не подвезли химикаты.

Эффективная отрава для саранчи, по словам Матиса, чрезвычайно дорога: от 8 до 24 долларов за литр. Расход – 0,3 – 0,5 литра на гектар. Из областного бюджета на борьбу с вредителем пока выделили 300 тысяч рублей, 200 из которых поступили в распоряжение Черлака. Нетрудно подсчитать, что на эти деньги удастся обработать около тысячи гектаров. Этого явно недостаточно: насекомые не сидят на месте, а из Казахстана движутся все новые и новые полчища.

Из Черлака едем прямо на "передовую" – поля приграничного хозяйства ЗАО "Татарское". По дороге заскочили в последнее перед Казахстаном российское село, чтобы взять кого-нибудь в проводники. Всюду на заборах объявления: "В связи с тем, что поля опыляются сильнодействующими ядохимикатами, строжайше запрещено собирать грибы и ягоды в течение 25 дней с момента последнего опыления".

Подъехали к гаражу для сельхозтехники. Возле открытых ворот стоит аэрозольная установка – основное оружие борьбы с саранчой на небольших полях. Техники готовили "пушку" к очередному ночному бою. Все разговоры – о зловредных насекомых: с часу на час ожидалось нашествие, и люди делились "домашними" способами борьбы с итальянским прусом.

– Я знаю, что надо делать, – советовал один. – Надо задымить весь приусадебный участок, тогда они стороной пойдут...

– Надо все обрызгать "сумме-альфой", – говорил другой.

– А я уже все пленкой закрыл, – поделился опытом третий.

Мужики рассказали, что накануне вечером ветром к селу принесло саранчовую тучу. К счастью, в последний момент направление ветра изменилось, и прус в населенный пункт не попал.

Подъехал агроном Алексей Ереулов, который и согласился нас сопровождать:

– Сперва покажу поле, где овес рос.

Уже на подступах к посевам стало понятно: в этом году здесь урожай не соберешь. Алексей рассказал, что саранча, как правило, движется по воздуху стаями, между которыми расстояние метров в десять. Когда попадается поле, каждая стая сперва съедает участок под собой и лишь потом начинает расползаться, чтобы доесть остальное.

Все съесть вредители не успели: минувшей ночью тут поработала "артиллерия", и земля усеяна мертвыми насекомыми.

По мнению аграрников, причиной беды стало то, что в соседнем Казахстане сельское хозяйство заброшено, а запущенные сельхозугодья – лучшее место для размножения саранчи. Если раньше прус травили, едва тот выбирался на белый свет, то сейчас этим никто не занимается. В северных областях Казахстана он беспрепятственно прошел несколько циклов размножения и в конце концов превратился в стихийное бедствие, по сравнению с которым засуха – сущий пустяк. В Семипалатинске, например, с городских улиц живую саранчовую массу выметали мусороуборочными машинами и просто метлами.

Когда власти спохватились, уже было поздно: прус "встал на крыло". Казахи обработали ядохимикатами десятки тысяч гектаров, но саранча поднялась и полетела по ветру. А ветер в это время года дует на север, в сторону России.

Сейчас вредитель проник на территорию РФ в Алтайском крае, в Омской и Новосибирской областях. Если саранчу не удастся уничтожить до конца месяца, она успеет отложить личинки. А каждая особь итальянского пруса дает жизнь целому выводку из 50 насекомых. Трудно даже представить масштабы грядущего нашествия.

Следующее поле на первый взгляд было самое обычное, зеленое. Никакой саранчи не видно, только большое количество грачей кружило над травой. Поймав наши недоуменные взгляды, агроном усмехнулся:

– А вы заезжайте туда прямо на машине, тогда и увидите.

Мы заехали. Ощущение было такое, словно земля разом вся взметнулась вверх, столько пруса вспугнул наш автомобиль. Присмотрелись повнимательнее – на каждой травинке сидело по 5 – 6 насекомых.

– Через два часа от этой зелени ничего не останется, – сказал Алексей, – но мы сделать ничего не можем, еще день.

Пересиливая отвращение, выходим из машины. Из-под ног вырываются тысячи насекомых, многие врезаются в нас с лету.

Позже, когда солнце склонилось к закату, саранчовая туча поднялась в воздух: предзакатная пора – время для миграции. Медленно и неуклюже стая начала дрейфовать на север. Где-то в километре от нас прус накрыл новое зеленое поле.

– Это фермерские наделы, – пояснил Ереулов. – Они там огурцы выращивают. В этом году уже два раза сажали – первый высев погубили заморозки. Теперь, видимо, придется вообще другую культуру сеять: огурцы по новой выращивать бесполезно – не успеют вызреть к осени.

Фермеры в это время тоже были на поле. Они стояли по его краю, опершись на мотыги, и могли лишь наблюдать за полчищами насекомых.

Однако не вся саранча улетела с поля, на котором мы стояли.

То тут, то там были видны отставшие от стаи крупные экземпляры, вели они себя странно.

– Это уже совсем взрослые особи, – пояснил агроном. – Четвертая и пятая стадия развития. Через пару недель они будут способны откладывать яйца, а некоторые могут это делать уже сейчас.

      Он показал нам крупного "кузнечика", который, как-то странно вертясь, прямо у нас на глазах целиком зарылся в землю. В почве саранча создает некое подобие капсулы, куда и откладывает яйца. Новое "поколение" появится примерно в мае следующего года...