Московские новости
№ 47 за 1998 год
На Диком Востоке
Омск, Александр Петров
Когда-то на Диком Западе бандиты грабили поезда. Теперь то же самое происходит в Омске. Но здесь этим занимаются мирные граждане.
Железнодорожные магистрали, соединяющие запад и восток России, сходятся в Омске. Поток грузов огромен: везут технику, металлопрокат, щебень, топливо, уголь. Десятилетиями жители расположенных вблизи железной дороги частных домов – так называемого Порт-Артура – спокойно наблюдали, как мимо текут такие богатства.
ПРЕЦЕДЕНТ
Привычный порядок был нарушен в этом году. Весной прямо среди бела дня в Омске большая группа людей остановила и ограбила товарный состав с углем. Машинист ничего поделать не смог и лишь сообщил в линейный отдел милиции о нападении.
К ноябрю промысел стал традиционным. В частном секторе основной источник тепла – уголь. Раньше его можно было купить по сносной цене, но потом цены на уголь поползли вверх, зарплата– в противоположном направлении. Жители Порт-Артура – в основном инженеры и рабочие оборонки – первыми повторили весенний опыт. А уже через пару недель грабеж товарняков превратился в массовое занятие: к бригадам "угольщиков" начали присоединяться отнюдь не бедствующие любители халявы. Теперь на один состав приходилось около 100 желающих пополнить свои угольные закрома. Неиссякающие железнодорожные "шахты" стали источником дополнительного заработка: в округе появились объявления о продаже дешевого топлива, тем не менее практически все участники нападения в глубине души считают себя борцами за справедливость.
"Законно не законно – мне плевать. А что детей заморожу – не плевать", – рассказывает Николай, один из местных "грабителей". Его я встретил в восьмом часу утра, пытаясь подкараулить "угольщиков". Увидеть само ограбление в тот день не удалось – опоздал. Зато увидел десятки людей, которые без всякой конспирации в ведрах и тележках растаскивали уголь по домам.
ТЕХНОЛОГИЯ
На окружной дороге, по которой пускают товарные поезда в обход станции Омск, много светофоров, поезда движутся на малом ходу. По словам Николая, почти все местные неплохо ориентируются в расписании поездов. Поэтому в нужный час состав уже караулит бригада.
На следующий день я сам стал свидетелем очередного ограбления на проходящей неподалеку железной дороге. Картина незабываемая: стоящий на высокой насыпи поезд, словно муравьи гусеницу, облепили люди. Десятки мужиков суетились, бегали по вагонам и сбрасывали большие куски угля на землю. На подборе работали женщины. Одни аккуратно складывали сброшенные куски, некоторые уже приступили к транспортировке топлива: кто тележками, а кто и мешками на собственном горбу. За двадцать минут, пока стоял поезд, на земле оказались тонны угля.
Я через сугробы подобрался ближе, надеясь увидеть Николая, но среди "гангстеров" его не было. Зато на меня обратил внимание бородатый мужик в огромной собачьей шапке: "А ты чего тут стоишь? Мент, что ли?"
Я честно признался, что журналист. Мужик смягчился: "Ладно, а то я думал, что ты наших вычисляешь".
ОТ НУЖДЫ К КОММЕРЦИИ
Уже вечером после второго похода в ларек за "чекушкой", мой собеседник – тоже, как выяснилось, Николай – рассказал, что в "погрузе-разгрузе" участвовал раз десять. Он слесарь на машиностроительном заводе имени Октябрьской революции – там собирают танки Т-80. Но сейчас работы практически нет, поэтому большую часть коллектива отправили в неоплачиваемый отпуск. "Вот если Ирак с США воевать начнет, то тут-то ему наши танки и понадобятся, – оценивает он перспективы производства. – Тогда и зарплата в баксах пойдет".
Выяснилось, что авторы идеи облегчения товарняков неизвестны. Уголь с поездов воровали и раньше, правда, редко и только по ночам, если везло и состав застревал на светофоре, но тогда боялись, никому и в голову не приходило насильно остановить поезд. Сам Николай впервые принял участие в ограблении в сентябре нынешнего года. Зима была уже на носу, а угля с прошлого года не осталось ни грамма. Если прошлой весной им углем выдали зарплату, то в этом году ничего подобного не намечалось. У Николая жена и две дочери-школьницы, поэтому долго он не колебался: "Запас на зиму удалось сделать всего с двух ходок. Даже немного осталось". Сходил еще пару раз на "погруз-разгруз" и набрал угля на продажу – заработал 300 рублей. В итоге старшей дочери дубленку купил, да и мяса запас почти на всю зиму, вот в чулане целая туша висит! Правда, жители Порт-Артура полагают, что "лавочка" скоро прикроется, менты "шухер" раза два уже наводили, поэтому "поработать" предстоит еще неделю-другую – и на отдых. К тому же морозы начались, да и спрос на товар падает.
Доказать факт воровства очень и очень непросто. "Чтобы завести на кого-то из них уголовное дело, надо доказать, что подозреваемый украл пять тонн угля", – рассказывает начальник линейного отдела транспортной милиции Игорь Аникин. Но чтобы украсть 5 тонн, нужен грузовик. Грабители же используют лишь ведра и тележки. Задержит такого милиционер, а он все отрицает, мол, просто подобрал пару кусков угля. Но даже взятого с поличным трудно привлечь к ответственности: надо оценить ущерб, задержать на неопределенное время транзитный вагон, а это убытки для железной дороги колоссальные...
СПОКОЙНО, ЭТО ОГРАБЛЕНИЕ
Сами железнодорожники прекрасно понимают местных жителей. Начальник грузового отдела Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги рассказал, что набеги начались весной, когда в Сибири еще холодно. Тогда милиция и железнодорожники несколько раз предпринимали попытки прекратить грабеж. За лето таких происшествий практически не случалось.
Зато осенью люди словно обезумели, бригады безработных начали нападать на составы с удвоенным рвением. К счастью, для Омского отделения ЗСЖД пока еще никто из поставщиков и получателей угля претензий не выдвигал, откуда им знать, где именно на бескрайних просторах Сибири в вагонах поубавилось груза. Тем не менее линейная милиция и железнодорожники полны решимости бороться с таким необычным способом угледобычи. В конце сентября уже проводилась одна крупномасштабная операция, и с помощью военизированной охраны удалось задержать группу самых активных "грузчиков". Правда, недолгим пребыванием в милиции их наказание и ограничилось. После этого активность "угольщиков" поубавилась. Но с наступлением холодов набеги возобновились с новой силой. Лишь за ноябрь было задержано 73 нарушителя. Поезда с углем омские диспетчеры стараются пропускать теперь в обход Порт-Артура – это единственный действенный способ сохранить груз.
|