Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Московские новости
№ 15 за 1999 год

"Хватит "отсыпаться" на водителе"

Омск, Александр Петров

В преддверии большого автомобильного сезона. Интервью начальника ГИБДД Владимира ФЕДОРОВА – корреспонденту "МН" Александру ПЕТРОВУ.

           – Владимир Александрович, многие водители считают, что реформа ГАИ заключается только в смене названия на ГИБДД.
       – Необходимо – и мы все делаем для этого – закончить "отсыпаться" на водителе. Надо ответственность перекладывать и на должностных лиц: в ГИБДД, в коммунальных, дорожных службах.
      Зачастую из-за их попустительства и халатности страдают участники дорожного движения. Кроме того, одной из главных задач реформы мы видим преодоление барьера озлобленности и недоверия. Я считаю, что ГИБДД не должна быть карающей структурой, наша задача – организация дорожного движения. Тут, к сожалению, не все зависит от нас. Например, мы с 1991 года просим правительство снять с нас рассмотрение и вынесение решений по "пьяным делам". Но наши просьбы пока что оставались без ответа. В итоге инспектор вынужден и выявлять нарушения, и фиксировать их, и выносить "приговор", и даже исполнять его. Такое "всевластие", естественно, порождает взяточничество и злоупотребления.
      – Однако это не единственная причина вымогательства со стороны сотрудников ГИБДД.
      – Мы это знаем. Сейчас ГИБДД выступает с инициативой отменить пресловутую "вилку", когда разным водителям за одно и то же нарушение инспектор назначает разную сумму штрафа. Это провоцирует желание договориться на меньшую сумму.
      – Но ведь все равно будут договариваться!
      – Мы решили, что каждому сотруднику ГИБДД на дежурство будет выдаваться специальный диктофон. Причем устроен он будет так, что ни стереть, ни перемотать запись на нем будет невозможно. Все переговоры с водителем инспектор должен будет записывать на кассету. Уклонение от этой обязанности будет расцениваться как очень серьезный проступок.
      – И когда появятся первые диктофоны?
      – Как только у нас будут деньги.
      – А конкретней?
      – Это, к сожалению, зависит не от нас...
      – Инспектор останавливает как можно больше машин, чтобы выявить больше "несоответствий", так как начальство требует роста количества "пресеченных правонарушений"...
      – Официально заявляю, что всякие планы по количеству выявленных нарушений отменены. К сожалению, и наши проверки это показали, многие командиры по-прежнему стремятся превзойти других и требуют от подчиненных выполнения ими же придуманного плана. Еще раз повторяю, мы от такого метода работы давно отказались и будем благодарны, если о подобных нарушениях нам будут сообщать.
      – Большинство автолюбителей уверены, что инициатива ГИБДД о введении обязательного страхования гражданской ответственности будет означать лишь появление очередного налога.
      – В ближайшее время неизбежно произойдет резкий всплеск аварийности на наших дорогах из-за роста автопарка страны. Поэтому мы считаем, что необходимо принять закон об обязательном страховании – это поможет смягчить удар автомобильного бума.
      – Однако водителю снова придется платить. Уже сейчас для многих автолюбителей является непосильным даже прохождение техосмотра, точнее, инструментального контроля!
      – Начнем с того, что техосмотр появился раньше, чем само ГАИ, – в 1934 году. Слово "техосмотр" хотя и имеет "технический" корень, но означает не только проверку технического состояния автомобиля. Это комплексный контроль. Минздрав определил медицинские нормы, и каждый водитель должен им соответствовать. Что же касается технической стороны процедуры – инструментального контроля, то это наиболее эффективный способ проверить техническое состояние автомобиля.
      – В Москве это стоит 250 рублей. Если еще и справка просрочена – то еще столько же. К этому добавляется еще и дорожный налог – тоже рублей 100 получается. Реально ли человеку враз выложить 600 рублей?
      – То, что процедура инструментального контроля необходима в любом случае, я уже сказал. Но медосмотр придумали не мы – Минздрав, стоимость процедуры инструментального контроля определяем тоже не мы – субъекты Федерации. Кстати, в разных регионах разная стоимость. Где-то – меньше 100 рублей, где-то – за две сотни. Эти деньги поступают в местный бюджет, лишь незначительная часть отчисляется ГИБДД. Мы можем это только контролировать.