Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Новое Омское Слово
№ 51 за 2002 год

В Омске заложен первый серийный самолет Ан-70

Александр Петров

Почти бесплатно узлы и шпангоуты серийного военно-транспортного грузового самолета Ан-70 впервые заложены в стапеля аэрокосмического объединения "Полет". По своим летным характеристикам и грузоподъемности эта российско-украинская машина не имеет аналогов. Самолет способен поднять в воздух 47 тонн груза и доставить его на расстояние 1350 километров. Радиус полетов достигает 3800 километров.

Потенциальным конкурентом Ан-70 является европейский А-400М, который разрабатывает авиационный консорциум "Эрбас". Проект буксует из-за проблем с финансированием и несогласованности его участников, а самолет застрял на стадии документации. До первого полета А-400М, по оценке специалистов, пройдет не менее 7 лет. Ясно, что в сравнении с "европейцем" российско-украинская машина имеет хорошие рыночные перспективы.

Однако проект Ан-70 тоже буксует. Нет денег, точнее, их не выделяет правительство, несмотря на неоднократно подтвержденные президентами России и Украины договоренности о серийном производстве машины нового поколения. Согласно этим соглашениям, к 2018 году для военно-воздушных сил России и Украины планируется выпустить 164 и 65 самолетов соответственно. Однако сегодня подтвержден заказ только на три самолета.

Первые три Ан-70 отправятся в Чехию в счет списания государственного долга России. Уже подписан соответствующий контракт, подготовленный при сотрудничестве государственных посредников – Рособоронэкспорта и Укрспецэкспорта. Денег на постройку этих самолетов до сих пор нет, если не считать 50 миллионов рублей, выделенных из бюджета Омской области. Однако на фоне стоимости одного самолета – 50 миллионов долларов США – эти цифры несущественны. По сути, заводчане заложили самолет на свой страх и риск.

Проект Ан-70 до сих пор не финансируется из-за непрекращающейся лоббистской борьбы в правительственных кругах. Противники Ан-70 утверждают, что вооруженным силам страны не нужна машина, которая производится в нескольких странах, из-за чего наша армия станет зависимой от превратностей международной политики. В качестве альтернативы омскому самолету называются Ту-330 и Ил-76МФ. Однако 330-я "тушка" пока существует лишь на бумаге, а самолеты Илюшина производятся на Ташкентском авиационном заводе в Узбекистане – регионе, куда менее стабильном, чем Украина. Другой довод: министерства обороны России и Украины не в состоянии приобрести крупные партии самолетов Ан-70. Однако эта машина будет востребована на международном рынке, даже в странах НАТО. Об этом говорит энтузиазм чехов, которые с готовностью согласились получить Ан-70, и факт массового списания машин грузовой авиации в Западной Европе. Чтобы заменить их новой техникой, иностранцы будут покупать наш самолет.