Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Новое Омское Слово
№ 01 за 2003 год

Хроника голодовки

Александр Петров

Первый раз авиадиспетчеры голодали в начале месяца. 6 декабря они присоединились к требованиям сибирских коллег по увеличению заработной платы. В акции приняли участие около восьмидесяти работников службы, которые считали, что при возложенной на авиадиспетчеров ответственности за безопасность полетов и жизнь людей зарплата в 5 тысяч рублей является оскорблением. Однако уже через день акция протеста была прекращена: руководство госкорпорации по организации воздушного движения пообещало поднять зарплату диспетчеров. Полеты самолетов не прекращались.

Но 23 декабря акция протеста возобновилась. Число протестующих дошло до ста человек. Это почти восемьдесят процентов списочного состава службы. Голодающие потребовали 30-процентного повышения заработной платы и заявили, что ошибочно прервали 8 декабря акцию протеста. Воздушное движение в зоне омского участка шло в штатном режиме, задержек и отмен авиарейсов не было.

Координатор акции Владимир Рудаков объяснил: "Предложенное авиадиспетчерам 15,7-процентное повышение зарплаты не что иное, как увеличение размеров оплаты труда в течение года по соглашению об индексации зарплаты в связи с инфляцией".

О своей голодовке диспетчеры не стали уведомлять руководство Омского аэропорта. "Никакой информации о голодовке авиадиспетчеров Омского филиала Государственного дочернего предприятия "Запсибаэронавигация" мы от руководства филиала не получали и продолжаем работать в обычном режиме", – сообщил 23 декабря генеральный директор Омского аэропорта Сергей Круглов. Об акции авиадиспетчеров он высказался отрицательно, так как, по его словам, "через шантаж пытаются добиться у государства значительного увеличения заработной платы и поставить государство на колени".

24 декабря авиадиспетчеры Омского филиала Государственного дочернего предприятия "Аэронавигация Западной Сибири" проводили из своей зоны ответственности последние три самолета, после чего полеты над Омском были прекращены. По состоянию здоровья медики отстранили от работы прибывшую к 20 часам на дежурство ночную смену авиадиспетчеров. Причина – нарушение режима питания и отдыха, которые строго прописаны в инструкции. По словам задержавшихся на рабочих местах диспетчеров предыдущей смены, они успели только провести на восток два самолета, принадлежащие немецкой авиакомпании "Люфтганза" и итальянской "Аль Италия", а также отправить рейс из Омска в Ангарск. Распоряжение о закрытии движения через Омский аэропорт отдал его генеральный директор Сергей Круглов. Он сказал, что не желает довести ситуацию до какого-либо происшествия в своем аэропорту "из-за думающих только о своем благополучии людей".

С 22 часов московского времени 24 декабря полеты в зоне обслуживания Омского филиала Запсибаэронавигации прекратились полностью. Это внесло смятение в ряды авиадиспетчеров. Голодающие принялись срочно искать тех, кто по состоянию здоровья может заменить не допущенных к работе коллег. Никто из диспетчеров не ожидал столь быстрого отстранения их от работы и жесткой реакции руководства местного аэропорта, объявившего о прекращении всех полетов из Омска. Диспетчеры понимали, что закрытие их зоны воздушного движения – это переход трудового конфликта в новое качество с другими последствиями.

На следующий день, 25 декабря, были отменены шесть рейсов авиакомпаний из Москвы и в Москву, отказано в посадке в Омске нескольким транзитным и грузовым самолетам. У сотен пассажиров сорвались важные деловые поездки. Среди пострадавших есть люди, которые не смогли попасть на похороны родных и близких. Акционерное общество "Омский аэропорт" понесло большие убытки и готовит иск о возмещении ущерба на Государственную корпорацию по организации воздушного движения. "Нигде в мире зарплата авиадиспетчеров не превышает втрое среднюю зарплату в регионе", – сказал генеральный директор Омского аэропорта Сергей Круглов. По его словам, молодые омские диспетчеры при окладах около 6 тысяч рублей получают на руки по 9,2 тысячи, что почти в три раза больше средней зарплаты в городе. Они имеют 73 дня оплачиваемого отпуска, 36-часовую рабочую неделю, льготную пенсию, тонизирующее питание во время дежурства.

Стало понятно, что на омской земле конфликт разрешиться не может. В результате переговоров в столице было достигнуто соглашение о прекращении голодовок и повышении с 1 января заработной платы авиадиспетчеров на 16 процентов и сохранении социальных гарантий. В зонах с интенсивным движением она увеличится на 28 процентов. Омск, по данным аэронавигаторов, к интенсивным зонам не относится. Однако было принято решение голодовку прекратить уже вечером 25 декабря. Первым же самолетом авиакомпании "Омскавиа" в Москву на Президентскую новогоднюю елку улетели сто омских ребятишек.