Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Новое Омское Слово
№ 07 за 2003 год

Победителю – фигу в кармане?

Александр Петров

Пока в Москве сажают Сергея Мавроди, омичи отдают свои сбережения другим "благодетелям".

Многие омичи испытали шок, увидев в почтовом ящике письмо о получении колоссального денежного выигрыша – 365 тысяч рублей. В большом красочном конверте с надписью "персональное уведомление о выигрыше" от некоего ООО "Клубпочта" содержались "персональное именное уведомление" и "официальный сертификат выигрыша", которые уверяли, что сумма в треть миллиона рублей фактически находится в кармане адресатов. В сертификате сказано: "Дирекция ООО "Клубпочта-Русь" удостоверяет, что, вернув данный официальный сертификат выигрыша, получатель выигрывает Приз декабря. Мы гарантируем также получение денежного приза после проверки отправленного в наш адрес официального сертификата выигрыша".

Достоверность сенсационным "документам" придает и "конфиденциальный список выигрышных номеров", вложенный в конверт. Заглянув в него, самые недоверчивые могли убедиться, что из сотен других комбинаций цифр только на их персональный клиентский номер выпал выигрыш в 365 тысяч рублей.

Немалая сумма и заверенные подписями и печатями гарантии произвели среди доверчивых граждан эффект разорвавшейся бомбы. Подобное письмо пришло омичке Герасимовой (фамилия изменена). Причем получила она его не через почтовый ящик, а через соседей, во вскрытом виде. Они уверяли, что письмо попало к ним из-за ошибки почтальона. Однако гражданка Герасимова полагает, что соседи письмо просто выкрали, соблазнившись красочной надписью об огромном выигрыше, которая синей и желтой краской выведена на конверте. А ей письмо вернули от безысходности, так как поняли, что без паспорта выигрыш получить не смогут. Но и тут соседи попытались урвать куш и потребовали свою долю. "Мы ведь могли выбросить письмо, а решили сделать доброе дело – вернули". Герасимова дала им от ворот поворот, а письмо отнесла мне "на экспертизу".

Первый же взгляд на содержимое письма дал общую картину. "Специалисты" от ООО "Клубпочта" сделали ставку на одну из самых сильных человеческих страстей – страсть к наживе, а также на неодолимую любовь ко всему бесплатному. Всем известно, где бесплатный сыр обычно лежит, но жадность нередко превозмогает доводы рассудка. А "Клубпочта" умело делает на этом свой бизнес, используя нехитрые психологические приемы. Например, побуждающие фразы, заставляющие действовать сразу, не давая задуматься: "откройте незамедлительно", "первый приз стал вашим", "подлежит немедленной передаче". Или отзывы благодарных победителей прошлых розыгрышей: "...благодаря Вашей фирме серые будни в нашей жизни озарены радостью и светом", "...ваше известие о выигрыше превзошло все мои ожидания", "...ваш коллектив, занимающийся маркетингом, заслуживает 10 баллов!!!".

Маркетинг действительно заслуживает много баллов. Счастливый получатель письма, прочитав все отзывы, сертификаты, уведомления и списки выигрышных номеров, наконец верит в свою удачу и начинает искать инструкцию к действию. А инструкция простая: "необходимо приобрести хотя бы один товар из каталога N 18". Тоненький каталог предусмотрительно вложен в письмо, однако самый дешевый товар – книга "Целлюлит, или Забытый кошмар" стоит недешево: 349 рублей. Купить ее можно только по предоплате – специальные квитанции для оплаты через Сбербанк или почту прилагаются, так же, как и пустой конверт без почтовой марки с обратным адресом.

Если потенциальный покупатель еще не успел подарить "Клубпочте" свои деньги, то самое время остановиться. Потому что в письме есть один секрет – никаких 365 тысяч рублей вы, скорее всего, не получите, так как кучка разноцветных заверений не более чем способ заставить вас купить посредственный товар.

Секрет "Клубпочты" хитроумно спрятан. Если взять ножницы и разрезать почтовый конверт, то можно найти блеклый текст, набранный мелким шрифтом с изнаночной стороны. Это "Общие условия участия в клубной маркетинговой акции ООО "Клубпочта-Русь", которые напрочь лишат потенциального клиента веры в удачу. Потому как здесь сказано: "Номер удачи – 955013 (на который, согласно "конфиденциальному списку выигрышных номеров", приходится сумма 365 тысяч) – является общим для всех получателей". Он лишь дает туманное право на участие в розыгрыше призов аж в октябре 2003 года. Срок вполне достаточный для того, чтобы сколотить капитал на продаже книг про целлюлит и прочих разностей невнимательным адресатам.

P.S. Чтобы лично переговорить с "благодетелями", я позвонил по московскому телефону, указанному в письме, и спросил, почему, выслав сертификат, я так и не получил обещанный выигрыш. На том конце провода бросили трубку.