Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Новое Омское Слово
№ 12 за 2003 год

На чужой муке нагрели руки?

Александр Петров

Судьбой незаконно вывезенных омских радиостанций занялось ФСБ Областная прокуратура возбудила уголовные дела по факту незаконного экспорта продукции военного назначения и по факту безлицензионной деятельности, связанной с экспортом военной техники. Речь идет о поставках за рубеж военных радиостанций, произведенных на заводе "Релеро". Расследованием первого дела занимается управление ФСБ по Омской области: не исключено, что "радиорелейки" могут "всплыть" в горячих точках СНГ. Второе дело расследует УВД. Прогноз, который наша газета сделала в прошлом году, когда предварительная проверка сделки только начиналась, оправдался: скандал вокруг "Релеро" вылился в серьезные уголовные дела.

Как рассказал заместитель прокурора области Александр Кочергин, речь идет об экспорте в Узбекистан в течение 2000-2001 годов пятнадцати радиорелейных станций Р-419С в обход закона "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами".

Сделку, как предполагается, "провернуло" руководство омского завода "Релеро", который занимается производством средств специальной связи. Например, оборудованием для нового самолета президента России, военными радиостанциями. Как следует из документов сделки, имеющихся в нашем распоряжении, пятнадцать радиорелейных станций специального назначения Р-419С были проданы заводом по $20 тысяч за каждую обществу с ограниченной ответственностью "Конверсия-3", которое занимается сбытом гражданской продукции завода. Такие радиостанции входят в основную систему военной связи страны и служат для оперативно-тактического управления войсками. Теоретически – с их помощью противник может прослушивать переговоры военных и дезориентировать российские подразделения, а следовательно, такое оборудование имеет большую ценность для определенного круга лиц.

Однако руководители ООО "Конверсия-3" сделали вид, что не знали таких тонкостей, и продали радиостанции, словно гражданское средство связи, в пять раз дороже, чем купили – по $104 тысячи за каждую. Покупателями стали московская фирма "Технопоиск" и скромная финская компания "Massory OY". По данным оперативников, уставной капитал этой компании не превышает минимальную сумму, необходимую для регистрации компании в Финляндии.

Покупатели в свою очередь продали радиостанции в Узбекистан предприятию "Узвнешнефтегаз" уже по $176 тысяч за каждую. Дальнейшая судьба радиостанций неизвестна. По оценкам правоохранительных органов, доход организаторов цепочки сделок ощутимый: более $2 миллионов.

Уже известно, как громоздкие военные радиостанции, оснащенные 20-метровой телескопической антенной, свободно переправлялись из РФ в Финляндию, а оттуда в Узбекистан, хотя, по данным Российского агентства по системам управления, радиостанции Р-419 запрещены для свободной продажи. Поставки за границу подобной техники могут вестись на условиях, оговоренных в Федеральном законе "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". Изучение таможенных документов показало, что вся цепочка: "Релеро" – "Конверсия-3" – "Технопоиск" – "Massory OY" – "Узвнешнефтегаз" существовала только на бумаге и была выполнена ради запутывания следов и солидной накрутки. На самом деле, Р-419С оформлены на омской таможне и отправлены напрямую с заводских складов в Узбекистан, но другому получателю – некой Центральной базе ремонта средств связи в Ташкенте.

Сейчас организаторы сделки – нынешний директор завода "Релеро" 25-летний Иван Поляков, а также его родная сестра, учредитель, председатель совета директоров "Конверсии-3" и председатель совета директоров "Релеро" Татьяна Ушакова – объясняют сделку действием "Соглашения между правительствами РФ и Республики Узбекистан о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности". Но под это соглашение продажа за границу радиостанций никак не попадает, так как оно предусматривает поставки комплектующих, а не готовых изделий. Не попадают они и под определение продукции двойного назначения. По словам главного конструктора КБ "Символ-Релеро", Р-419С способны работать только на военных частотах, а следовательно, не пригодны для гражданского использования.

Кстати, скандал вокруг "Релеро" выявил интересные подробности, связанные с директором завода Иваном Поляковым. В номере газеты ОмГУ за 7 марта этого года вышло неприметное объявление под рубрикой "Считать недействительным": "Омский государственный университет объявляет диплом БВС N 0454013 недействительным". Объявление в газету 20 февраля направил сам ректор – Геннадий Геринг. Одновременно он направил письмо начальнику УВД Советского АО: "В связи с проводимой проверкой по поводу обучения на юридическом факультете ОмГУ Полякова Ивана Викторовича обнаружен факт подделки диплома БВС N 0454013..." Комментарии излишни.

ФСБ воздерживается от оценки целей незаконного экспорта специфической военной техники в Среднюю Азию. Однако в простой коммерческий интерес участников сделки поверить трудно. Анализ сумм, потраченных на закупку Р-419С, невозможность гражданского использования этого оборудования и запутанность сделки позволяют предполагать, что кому-то радиорелейные станции понадобились именно в связи с их прямым назначением – работой в оперативно-тактических звеньях вооруженных сил.