Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность | ||||||||
Журнал "Право на выбор", № 3 (6), июль 2006 г. Президент лицейского государства Омск, Александр Петров Опыт омского лицея № 143, где в конце учебного года состоялся эксперимент по внедрению школьного самоуправления, показывает, с каким интересом современная молодежь откликается на возможность самим управлять своей жизнью. 19 мая учащиеся этого лицея выбрали своего представителя в руководстве учебного заведения – президента лицейского государства, наделенного полномочиями реально влиять на управление школой. – Все началось значительно раньше, – рассказывает заместитель директора лицея Марина Федорова. – Совет самоуправления нашей школы, куда входят и взрослые, и учащиеся, на одном из еженедельных заседаний решил, что наше учебное заведение должно превратиться в лицейское государство, где будет и настоящий президент, и правительство. Президента, как полагается, решено было избирать путем голосования. Что интересно, убедить в необходимости создания лицейского государства сложнее всего было не детей, а взрослых – многие из учителей восприняли будущие выборы как игру, хотя все было задумано всерьез. В конце концов большинство удалось склонить в пользу такого решения. Откуда взялась идея «лицейского государства»? Причин несколько. Во-первых, возможность для детей почувствовать себя в деле и раскрыть свои способности, чтобы по окончании школы им было легче определиться, чем в жизни заниматься. Во-вторых, выборы, проведенные по всем правилам, пусть даже на лицейском уровне – это хорошее правовое образование. Не секрет, что выпускникам средних учебных заведений нелегко разобраться в политической ситуации в стране. В-третьих, самостоятельное управление своим родным лицеем – это занятие, способное увлечь многих, прекрасный способ отвлечь детей от улицы… Идея самоуправления, как уже говорилось, для этой школы не в новинку. Лицейский совет уже продемонстрировал свою эффективность: в школе неоднократно проходили дни самоуправления, когда управление учебным заведением брали на себя учащиеся и даже уроки проводили сами дети. Решением совета возобновлен сбор макулатуры. На вырученные от макулатуры деньги лицей собирает и отправляет посылки для своих выпускников, проходящих службу в горячих точках. Лицей №143 города Омска очень подружился с малокомплектной сельской школой в селе Павловка Оконешниковского района. Для сельских ребятишек омичи собрали библиотеку, которой раньше в Павловке не было, различный школьный инвентарь, канцелярские принадлежности… Радости деревенских детишек не было пределов. Настоящим триумфом был визит к павловцам лицейского самодеятельного театра. Многие сельчане впервые познакомились с драматическим искусством именно в исполнении актеров из омских школьников. Официально лицейское госдурство будет сформировано в сентябре, года отдохнувшие ребята вернутся в родные стены после летних каникул. Однако чем будет заниматься президент этого государства, уже известно: учеба, порядок в школе, досуг учащихся, в том числе и спортивные секции, интеллектуальное развитие… Подготовку к выборам, по словам Марины Федоровой, поручили команде из шести преподавателей. Чтобы избежать грязных методов предвыборной агитации – «черного пиара» – был разработан «Кодекс чести кандидатов». Для обеспечения законности в библиотеке была добыта литература по избирательному праву. Согласно разработанным правилам лично участвовать в выборах могли учащиеся с пятого по одиннадцатый классы. Те, кто младше, могли голосовать коллективно – группами по 15 человек. После 3 апреля, когда было принято решение совета самоуправления лицея о назначении выборов на 19 мая, борьба за голоса избирателей, а это более 700 человек, развернулась нешуточная. На пост президента претендовали пять кандидатов. На должность помощника президента, также выборную, претендовало четыре кандидата. Лицейская избирательная комиссия регистрировала только тех кандидатов, кто сумел собрать определенное количество подписей избирателей и представил предвыборные программы. Школа преобразилась. В фойе, на лестницах появилось множество рекламных плакатов, агитационных листовок. Претенденты в сопровождении своих групп поддержки кандидатов без устали ходили по классам, рекламируя свои предвыборные программы. – Особенно интересно было видеть, как старшеклассники на полном серьезе выступают перед учащимися младших классов, агитируя за своего кандидата, – говорит Марина Федорова. За несколько дней до выборов, 15 мая, состоялись дебаты «за круглым столом». Мероприятие проходило в лицейском актовом зале. Кандидаты основательно подготовились, однако испытание на их долю выпало нелегкое: острые вопросы следовали от групп поддержки конкурентов, из зала. Позже многие удивлялись: преподаватели в начале дебатов молчали – дискутировали ученики, – но вопросы затрагивались злободневные, и учителя не устояли: к концу мероприятия они активней всех интересовались, как кандидаты намерены решать ту или иную проблему. Дискуссия длилась несколько часов, но все это время зал оставался заполненным до предела. Последние два дня перед выборами – в среду 17-го и в четверг 18 мая – все виды агитации были запрещены. Почему два дня, а не один, как прописано в российском выборном законодательстве? Лишний день решено было добавить, чтобы юный электорат сумел собраться с мыслями и сделать осознанный выбор. В пятницу 19 мая выборы состоялись! Явка составила 58,6 процента. Больше всех набрала голосов ученица 10 класса Елена Хатюшина. За нее высказалось 205 лицеистов. – В своей программе я представила семь проектов, которые призваны сделать жизнь лицея более полной, полезной и интересной, – так пояснила свой успех Елена. Инаугурация проходила в актовом зале. Президент будущего лицейского государства, как и положено на подобных церемониях, принес присягу на уставе лицея: – Благодарю всех ребят и учителей за оказанное мне доверие и торжественно клянусь… Президента своего государства учащиеся этого лицея будут переизбирать каждый год. Однако опыт, полученный в процессе выборов, голосования, непосредственного участия в управлении школой, останется на всю жизнь. Окончив школу, эти дети уже будут знать, на что они способны, и будут верить в свои силы. …Перед глазами листовка одного из кандидатов в президенты лицея шестиклассника Антона Брякова. Выдержки из программы: «Создать Доску почета лицея… Способствовать реализации обращений учащихся в адрес лицея… Организация шефской помощи учащимся начальной школы, ветеранам войны и труда…» Скажите, затеряется ли этот человек во взрослой жизни? Маловероятно! |
||||||||