Новости | Безопасность туристов | Малолетняя преступность  
Оглавление

Газета «Ваш Ореол», г. Омск,
8 августа 2007 г.

Откуда берутся дети-звери?

Исполнился год, как не стало омского журналиста Александра Петрова. В начале августа 2006-го с женой и двумя сынишками, 7-летним Никитой и 3-летним Артёмом Саша поехал отдыхать на Алтай на старенькой иномарке. На автомобиль и позарился 16-летний житель Онгудайского района Руслан Кулиш... Слишком тяжело ещё раз описывать, что сделал с семьёй несовершеннолетний выродок. Тяжело осознавать, что за жизнь четверых он получил всего десять лет лишения свободы -максимальное в его возрасте наказание за особо тяжкое преступление. Почему в нашем обществе вырастают такие звери? Каковы социально-экономические корни подростковой преступности? Об этом накануне печальной даты и шёл разговор в Доме журналиста. За круглым столом собрались Инесса Артёмова -заместитель министра труда и социального развития Омской области, Максим Дианов -заместитель министра государственно-правового развития Омской области, Александр Варакин – замести­тель министра по молодёжной политике, физической культуре и спорту Омской области, Сергей Алексеев – заместитель министра образования Омской области, Максим Фокин – декан юридического факультета Ом ГУ, отец Александр – настоятель церкви святой Татьяны и, конечно, коллеги погибшего Саши Петрова, журналисты.

Это была счастливая семья. И Саша, и Алёна были воспитаны в любви к людям, к своей ро­дине, к своим детям. Наверное, именно на таких семьях должно быть построено наше государство. Но звериная зависть малолетнего недоумка оборвала цепочку поколения, целого рода честных, трудолюбивых людей. Первым по поводу причин подростковой преступности высказался Сергей Алексеев.

– Явление, о котором мы говорим, возникло в начале 90-х годов прошлого века. Это начало капитализации страны и общества. Семья оказалась отключённой от воспитания детей, семья зарабатывала деньги, чтобы выжить в нелёгких экономических условиях. Наряду с этим произошли реформы образования. В результате те нормы, которыми мы могли сдерживать

детскую преступность – оценка за поведение, трудовое воспитание, – оказались извлечены из процесса образования, а это пагубно повлияло на ситуацию. Перестали работать механизмы ответственности родителей за воспитание детей. Теперь, когда мы одумались, эти нормы ответственности только предполагается ввести в Гражданский кодекс. Лет пятнадцать назад школа перестала заниматься воспитанием детей, хотя прежде эта функция всегда была в традиции российских школ. Теперь мы по­жинаем плоды тех лет. Необхо­димо ввести институт социальных педагогов во все детские учреждения. Именно социальный педагог должен помогать семье, ребёнку справиться с внутренними трудностями, тем более если семья неблагополучная.

– Но почти вся Россия благодаря телесюжетам стала свидетелем того, как учителя, педагоги защищали убийцу семьи Петровых, – прозвучала реплика в адрес Сергея Григорьевича. -Они доказывали, что Руслан Кулиш – добрый, хороший мальчик, не способный на насилие.

-   Мне кажется, – ответил Алексеев, – педагоги просто оправдывали свою некомпетентность. Оправдывали то, что недовоспитали своего ученика. Недоглядели.

У Максима Фокина свой взгляд на проблему.

– Подростковую преступность нам не искоренить никогда, – сказал он. – Вспомните фильм "Пацаны" советских лет.  И постсоветский – "Бригада". Сейчас у молодёжи среди образов героев – бандиты. Но не бывает бандитов плохих или хороших. Есть люди, совершающие наси­лие над другими людьми. Без адресной работы с преступностью не справиться, а такая работа, к сожалению, ведётся весьма и весьма условно и формально.

-  И всё же спад подростко­вой преступности наблюдается, – заметил Александр Варакин. – В Омской области это 7,9 про­цента от общего числа преступлений. Максимальный всплеск был в 1992 году – 4 тысячи пре-

ступлений, совершённых подростками за год. Во время пере­стройки из закона выпали комиссии по делам несовершеннолетних. Сейчас эта система восста­новлена. На комиссии попада­ют не только малолетние преступники, но и те, кто, так сказать, на грани. На комиссиях для каждого проблемного ребёнка разрабатывается программа его социальной реабилитации.

Александр Варакин заострил своё внимание на том, что под­ростковую преступность питает расслоение общества по имущественному признаку. Нынче трудных сельских подростков привезли в оздоровительный лагерь. Мальчишки и девчонки впали в состояние глубокого шока. Некоторые впервые в жизни видели чистое постельное бельё, их приходилось учить принимать душ на ночь, раздеваться, чтобы лечь в кровать, некоторые не знали, что такое зефир.

– Советский период воспитал иждивенцев, – подчеркнул Вара­кин, – "государство нам должно". Но сегодня другая ситуация, сегодня мы сами создаём себя. А такие мысли ломают сознание, и эта ломка, которая убьёт в людях раба, иждивенца, будет продолжаться ещё десятки лет.

Каким должно быть наказание малолетних преступников за особо тяжкие преступления? Нужно ли обществу оставаться гуманным к таким, как Руслан Кулиш?

На эти вопросы попытался ответить Максим Дианов.

– Сейчас мы спокойно смот­рим на детей, воспитывающихся в семьях пьяниц и тунеядцев. Вот когда общество перестанет быть терпимым к этим явлениям, подростковую преступность можно будет минимизировать.

-  У потерпевших прав меньше, чем у преступника, – заметил Максим Фокин. – Почему мы не говорим о гуманизме по отношению к потерпевшему, по отношению к обществу? А ведь есть регионы России, где подростковая преступность достигает сорока процентов от общего числа!

В таких демократических странах, как Англия, Франция, возраст наступления уголовной ответственности гораздо ниже, чем в России. В США, например, есть штаты, где к уголовной ответственности могут привлечь ребёнка даже с шести лет. За особо тяжкие преступления наказываются дети в возрасте 10-12 лет, и наказания эти жёстче, чем в России. К дискуссии о подростковой преступности мы приглашаем и вас, дорогие читатели. Выскажите своё мнение о том, какие меры должны предприниматься государством в отношении малолетних убийц и грабителей, стоит ли жалеть их. Как избежать разрухи в умах тех мальчиков и девочек, которые уже ходят по острию ножа?

Алла ЧЕРТКОВА